Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами пересказа
ВВЕДЕНИЕ
В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития монологической речи. Наиболее эффективным средством развития монологической речи, соответствующим возрастным особенностям старших дошкольников является пересказ.
Развитие речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. Реалии дошкольного образования определяются многообразием вариативных программ, каждая из которых имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитии детей. Потребности практики вариативного образования в определении развивающего эффекта используемых педагогами технологий речевого развития детей, достижения в области педагогической психологии, лингвистики диктуют необходимость обобщения теоретического знания для разработки комплекса развивающих программ, использование которых позволяет целостно изучить критерии освоения старшими дошкольниками связной монологической речи; а также психологического обоснования овладения детьми деятельностью пересказывания. В современных условиях творческая активность воспитателей ориентирована на поиск развивающих, личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих реализацию новых направлений речевого развития дошкольников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Монологическая речь. Развитие монологической речи у дошкольников в онтогенезе. 7
1.2. Особенности развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте 12
1.3 Формы и методы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Пересказ как метод развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 23
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА 37
2.1. Анализ уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе экспериментальной работы 37
2.2. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе экспериментальной работы 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе экспериментальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Законодательные акты.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2) Указы Президента РФ , постановления Правительства РФ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями от 27 февраля, 14, 27 апреля, 19 декабря 2016 г., 26 января, 31 марта 2017 г.)
5. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями от 15 января, 13 марта, 27 ноября 2014 г., 25 марта, 25 августа 2015 г., 22 февраля, 25 мая 2016 г.)
3) Учебники, учебные пособия, монографии, диссертации.
6. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. – М., 2013. – 27-43 с.
7. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2016. – 400 с.
8. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. науч. ст. / отв. ред. А. М. Шахнарович. – М., 2013. – С. 4-16.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение,2011. – 255 с.
10. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
12. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
16. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома // Вопр. психол. 1994. N 4. 2. Кон И. С. Психология ранней юности, м., 1989.
17.Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров Н.А. Виноградова Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
18. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д.В. Эльконина.- 1984.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
22. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 426 с.
23. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 56 с.
24. Гомзяк. О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей [Текст] / О. С. Гомзяк. – М. : Сфера, 2017. – 89 с.
25. Детская практическая психология [Текст] / Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса; под ред. Н. Н. Богдан. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013. – 116 с.
26. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. – М.: Юрайт, 2020. – 180 с.
27. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 184 с.
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986.
29. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Наука, 2012. – 159 с
30. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2020. – 223 с.
31. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. – 241 с.
32. Игра и дошкольник [Текст] : развитие детей ст. дошкол. возраста в игровой деятельности: сб. ст. / под ред. Т. И. Бабаевой [и р.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 105 с.
33. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2015. – 416 с.
34. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; авт.-сост. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 95 с.
35. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ; авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с.
36. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2017.
37. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / С. А. Козлова Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : изд-во Дошкольная педагогика, 2018. – 416 с.
38. Лаптева Ю. А., Морозова, И. С. Развитие эмоциональной сферы
ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова //
Вестник КемГУ. – 2016. – №3. – С.51-55.
39. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н.Леонтьев. – Москва: Смысл. - 2001. – 511 с.
40. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. – М., 2017. – С. 312-31.
41. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 2017 – 307 с.
42. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 105-112.
43. Лямина, Г. М. Формирование речевой деятельности [Текст]: сред. дошкол. возраст / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 49-55.
44. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
45. Общение и речь [Текст]: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2015. – 208 с.
46. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2018. – № 4. – С. 102-115.
47. Основы дошкольной педагогики [Текст]: монография / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 2014. – 272 с.
48. От рождения до школы [Текст]: пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. Е. Веракса [и др.]: под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 352 с.
49. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Полянская, – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 64 с.
50. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровскиий, [и др.]. – М.: Просвещение, 2010. – 102 с.
51. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2019. – 367 с.
53. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 575 с.
54. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. – М.: Юрайт, 2019. – 181 с.
55. Эльконин Д. Б. , Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - 2013. – 395 с.
56. Эльконин Д. Б. , Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности дошкольников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - 2014. – 538 с.
5)Ресурсы-интернет:
57. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011. – № 11. – 267-172 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105527 (дата обращения: 15.03.2017).
58. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 17.01.2019).
59. Развитие речевой функции в онтогенезе [электронный ресусрс] https://logopediacentr.ru/logopediya/razvitie-rechi-v-ontogeneze/
60. Сенситивные периоды для речевой деятельности [электронный ресусрс] https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/495-neobratimost-sensitivnogo-perioda-deti-maugli
Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами: во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, успешным решением образовательно-воспитательных задач на начальном этапе школьного обучения; в-третьих, специальной подготовкой воспитателя к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка. Психологическая природа монологической речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского [8], А.А.Леонтьева [23], С.Л. Рубинштейна [33] и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев [23], Л.В.Щерба). Монологическая речь – – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел.