Система производных предлогов в современном русском языке и их изучение в школе
ВВЕДЕНИЕ
Предлоги как отдельная часть речи появились еще в ранних русских грамматиках наряду с именами существительными, местоимениями, наречиями и другими классами слов. Вместе с тем, надо отметить, что осмысление специфики предлога как части речи продолжается и в настоящее время. Функции и характер лексического значения определяют специфику предлога, которая заключается в следующем: Во-первых, в русском языке существует несколько определений предлога. Однако все лингвисты сходятся в одном, это – служебная часть речи или «незнаменательные, формальные» слова [6, с. 17]. Во-вторых, предлог является связующим компонентом в предложение, и главная функция предлога определяется его связующим значением: предлог соотносит косвенные падежи существительных (а также субстантивированные прилагательные, местоимения и числительные) с конкретным словом или предложением, тем самым, выражая многообразные отношения между формами имени и другими частями речи в предложении [11, с. 214]. Выступая в роли связующего элемента, предлог характеризует типовую смысловую взаимосвязь между субстантивной падежной формой и главным компонентом. В.В. Виноградов подчеркивает, что предлоги передают смысловое значение пространственных, временных, причинных, целевых, притяжательных, ограничительных и других отношений между объектами или таких же отношений объектов к действиям, состояниям и качествам. С точки зрения синтаксического значения, предлог обозначает отношения между формами косвенных падежей имен существительных, местоимений или субстантивированных прилагательных и числительных, с одной стороны, и глаголами, именами существительными, местоимениями, прилагательными, реже наречиями, с другой стороны [6, с. 555].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ…………………………………………………..6
1.1 Предлоги в лингвистической науке, их место в системе частей речи, их классификации……………………………………………………………………..6
1.2 Место и роль системы предлогов в школьном курсе по учебному предмету «Русский язык»……………………………………………………………………28
1.3 Методика и приемы формирования знаний о предлогах в школе…………38
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ…………………………40
2.1 Алгоритм изучения предлогов в школе……………………………………...40
2.2 Конспект урока по системе предлогов в контексте учебного пособия Т. А. Ладыженской………………………………………………………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика / Синонимические средства языка – М.: Языки русской культуры / Ю. Д. Апресян. – М. : «Восточная литература» РАН, 1995. – 472 с.
2. Апресян, Ю. Д. Теоретические проблемы русского синтаксиса. Взаимодействие грамматики и словаря / Ю. Д. Апресян. – М. : Языки славянских культур, 2010. – 408 с.
3. Бабенко, Л. Г. Толковый словарь русских глаголов / Л. Г. Бабенко. – М. : Аст-пресс, 1999. – 698 с.
4. Боряева, Л. М. К характеристике синтаксической модели образования производных предлогов / Л. М. Боряева // Вестник СПбГУ. – 2010. – № 2. – C. 105 – 114.
5. Валгина, Н. С. Современный русский язык / Под редакцией Н. С. Валгиной. – М. : Логос, 2019. – 528 с.
6. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. – М. : Рус. яз., 2019. – 720 с.
7. Виноградова, Е. Н. Мотивированные предлоги и аналоги предлогов: пути грамматикализации / Е. Н. Виноградова // Вестник Московского университета. Филология. № 4. – 2013. – С. 138 – 163.
8. Виноградова, Е. Н. О грамматикализации в русском языке (поле предлогов) / Е. Н. Виноградова // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. Материалы XIII конгресса МАПРЯЛ: в 15 томах. – 2015. – С. 37 – 41.
9. Виноградова, Е. Н. Описание предлогов как части: проблемы и перспективы / Е. Н. Виноградова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2016. – № 5. – С. 91 – 95.
10. Во Куок Доан Семантико-синтаксические свойства релятивов с лексемой «отношение» в современном русском языке: диссертация / Во Куок Доан. – Владивосток : ДВГУ. – 2002. – 181 с.
11. Всеволодова, М. В. Вопросы грамматического описания категории предлога / М. В. Всеволодова // II Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы. – М. : Изд-во Моск. университета, 2004. – С. 214 – 219.
12. Всеволодова, М. В. Восточнославянские предлоги в синхронии и диахронии: синтаксис и морфологи / М. В. Всеволодова // РКИ. – 2003. – № 2. – С. 42 – 61.
13. Всеволодова, М. В. О принципах анализа русских предложных единиц / М. В. Всеволодова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. – 2015. – № 9. – С. 29 – 41.
14. Всеволодова, М. В. Русские предлоги и средства предложного типа / М. В. Всеволодова. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ». – 2014. – 304 с.
15. Всеволодова, М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. Фрагмент функциональной (педагогической) модели языка: Учебник / М. В. Всеволодова. – М. : Изд. МГУ. – 2000. – 501 с.
16. Гавриленко, В. В. Особенности функционирования отыменного релятива «В СТИЛЕ» / В. В. Гавриленко // Европейский социальный журнал. – М., 2014. – № 10. – С. 146-151.
17. Гавриленко, В. В. Семантико-синтагматическая специфика сравнительно-определительных предложных новообразований «в форме», «в виде», «в облике», «в стиле», «в манере» / В. В. Гавриленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. № 10-2(52). С. 58 – 61.
18. Галстян, С. А. Грамматическое и лексическое в предлоге (на материале испанского языка) / С. А. Галстян // Ибероамериканские тетради. – 2015. – № 2 (8). – С. 72 – 76.
19. Григорьева, Н. О. К проблеме семантики и функции служебных слов / Н. О. Григорьева // II Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы. – М. : Изд-во Моск. Университета. – 2004. – С. 152 – 201.
20. Ермакова, О. П. Предлоги или существительные / О. П. Ермакова // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. – Киров, 1999. – С. 93 – 96.
21. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Рус. яз., 2001. – 863 с.
22. Киямова, М. Ф. Критерии дифференциации вариантов производных предлогов (на материале произведений А.С. Пушкина) / М. Ф. Киямова // Ученые записки Казанского университета, Серия: Гуманитарные науки. – 2015. № 157. – С. 173 – 183.
23. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М. : Изд-во ФЛИНТА : Наука, 2008. – 464 с.
24. Конюшкевич, М. И. К основаниям релятивной грамматики / М. И. Конюшкевич // II Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы. – М. : Изд-во Моск. университета, 2004. – C. 32 – 34.
25. Конюшкевич, М. И. Некоторые закономерности образования предлогов / М. И. Конюшкевич // Актуальные проблемы современного языкознания и методики преподавания языка – Елец, 2004. – С. 68 – 77.
26. Конюшкевич, М. И. О механизме опредложивания знаменательной лексики / М. И. Конюшкевич // Лінгвістичні студії: Зб. наук. праць. Випуск 13 / Укл.: Анатолій Загнітко та ін. – Донецьк: ДонНУ, 2005. – С. 65 – 70.
27. Конюшкевич, М. И. Объекты релятивной грамматики (функциональный аспект) / М. И. Конюшкевич // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. – 2015. – № 9. – С. 42 – 53.
28. Кубрякова, Е. С. О номинативной функции предлогов / Е. С. Кубрякова // Номинация и дискурс: межвузовский сборник научных трудов. – Рязань, 1999. – С. 5 – 8.
29. Лебедева, Я. А. Актуализационная парадигма предлога / Я. А. Лебедева // Материалы III Международного конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ, 20-23 марта 2007 года). М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2007. С. 280–281. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru (дата обращения 11.01.2022).
30. Леоненко, М. А. Конструкции с сопоставительно-выделительными предлогами / М. А. Леоненко // Ученые записки МГПИ. № 423. Современный русский язык. – 2018/ – № 1. – С. 206 – 217.
31. Лепнев, М. Г. Русские производные предлоги. Проблемы семантики. Словарные материалы / М. Г. Лепнев. – М. : РКИ, 2010. – 314 с.
32. Муравенко, Е. В. Виды орудийного значения и способы их выражения в современном русском языке: автореферат диссертации / Е. В. Муравенко. – Москва, 1990. – 17 c.
33. Муравенко, Е. В. К описанию категории орудийности в русском языке: о соотношении форм с первообразными и производными предлогами / Е. В. Муравенко // Сборник статей по лингвистике, семиотике и поэтике: памяти А. Н. Журинского. – 1994. – С. 173 – 180.
34. Муравенко, Е. В. О случаях нетривиального соответствия семантических и синтаксических валентностей глагола / Е. В. Муравенко // Семиотика и информатика. – 1998. – Вып. 36. – С. 71 – 81.
35. Объяснительный словарь русского языка: структурные слова: предлоги, союзы, частицы, междометия, вводные слова, местоимения, числительные, связочные глаголы: около 1200 единиц / В. В. Морковкин. – М. : Астрель; АСТ, 2002. – 432 с.
36. Паис, Л. Т. О собственно отыменных предлогах в русском языке / Л. Т. Паис // Рус. яз. в школе. – 2012. – №1. – С. 87–90.
37. Поперина, И. М. Типы отношений, выражаемых фразеологическими предлогами с родительным падежом имени / И. М. Поперина. – 2010. – № 1. – С. 24 – 26.
38. Попова, З. Д. Предложно-падежные формы и обороты с производными предлогами в русских высказываниях / З. Д. Попова. – Воронеж : издательский дом ВГУ, 2014. – 232 с.
39. Попова, И. Л. Проблема грамматического описания отыменных предлогов в словаре писателя: на материале произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина / И. Л. Попова // Неполнозначные слова: история, семантика, функционирование. – 2018. – № 1. – С. 76 – 83.
40. Русская грамматика / Академия наук СССР. – Электрон. дан. – М. : Институт русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. (дата обращения: 12.01.2022).
41. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Русский язык. 5 – 9 классы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. (дата обращения: 12.01.2022).
42. Ушакова, Л. И. Употребление фразеологизмов в роли предлогов в языке современной прозы / Л. И. Ушакова // Русский язык: история, функции, изучение: межвузовский сборник научных трудов. – 2017. – № 3. – С. 10 – 17.
43. Финкель, А. М. Производные причинные предлоги в современном русском литературном языке: Их возникновение, развитие, значение, употребление / А. М. Финкель. – Харьков : Наука, 2012. – 238 с.
44. Хаперская, Ю. В. Производные предлоги современного русского языка как объект лексикографического описания / Ю. В. Хаперская // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 – С. 340 – 343.
45. Хилько, И. А. Производность в системе селективных признаков предлогов в русском языке / И. А. Хилько // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История. – 2016. – № 3. – С. 35 – 40.
46. Шахматов, А. А. Из трудов А.А. Шахматова по современному русскому языку (учение о частях речи) / сост. : И. А. Арнова. – М.: Вектор, 2020. – 279 с.
47. Шереметьева, Е. С. Отыменные релятивы в аспекте синтаксической конструкции / Е. С. Шереметьева // Сибирский филологический журнал – Новосибирск, 2009. – С. 147 – 154.
48. Шереметьева, Е. С. Отыменные релятивы как функциональный класс / Е. С. Шереметьева // Материалы за 7-а международная практична конференция, «Постижения на европейската наука», – 2011. – № 2. – С. 67 – 71.
49. Шереметьева, Е. С. Отыменные релятивы современного руського языка. Семантико-синтаксические этюды : монография / Е. С. Шереметьева. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. – 236 с.
50. Шмелев, Д. Н. К вопросу о «производных» служебных частях речи и междометиях / Д. Н. Шмелев // Отечественные лингвисты xx века. – 2013. – № 4. – С. 106 – 116.
51. Шмыкалова, И. А. Производные предлоги в связи с, по причине и их текстовые парадигмы в аспекте речевой конкуренции: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / И. А. Шмыкова. – Нижний Новгород, 2015. – 26 с.
Предлоги как средство выражения грамматических и семантических отношений между членами предложения занимают одно из ведущих мест в системе языка. Предлоги характеризуются полиаспектностью функционирования, актуализируют парадигматические и синтагматические связи в языке. Предлог сохраняет лексическое значение, участвует в образовании синтаксических конструкций, выполняет структурную роль в реализации отношений между другими элементами. В значении предлогов отношения представлены в отвлечении от конкретных условий существования вещей в реальной действительности. В контексте предлоги актуализируют логические, темпоральные, локальные и другие значения. Их место в системе частей речи – организация текста, при этом предлоги осуществляют связь между словами. Так же, предлоги обеспечивают выражение падежных значений форм существительных, местоимений. В дипломном исследовании была представлена классификация предлогов в разных аспектах: по структуре, по происхождению, по функции. Были определены место и роль системы предлогов в школьном курсе по учебному предмету «Русский язык». В методике преподавания русского языка используется функционально-семантический подход к изучению темы «Предлог». Учитель должен дать знания о том, что функция предлога – связывать существительное, местоимение, числительное с другими словами в словосочетании. А также учитель акцентирует внимание учеников на том, что предлог вместе с зависимым словом входит в словосочетание, при этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный вопрос, включающий в себя предлог. Трудным для восприятия учащихся 7 класса является информация о значениях предлогов.