Профилактика межличностных конфликтов сотрудников риелторской компании
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и работа всех людей зачастую связана с конфликтами. Большую часть времени люди проводят время на своей работе, где помимо своих обязанностей, утверждённых трудовым договором, сотрудникам организаций приходится выстраивать взаимоотношения в коллективе, управлять персоналом и заниматься общением с потребителем. И весьма непросто бывает найти подход не только к клиентам, но к коллегам по делу. Абсолютно каждый сотрудник, вне зависимости от положения, сталкивается с конфликтом или же противоречием. Конфликты в организациях зарождаются на фоне искажений в поступаемой и передаваемой информации, нарушения коммуникации между отделами, нарушения иерархии, ростом напряжения и стресса. Особенную напряженность внутри организации создают условия труда, в которых находятся сотрудники на протяжении всего своего рабочего времени. Офисные работники вынуждены приезжать на работу к определённому часу, так как они устраивались на работу по чёткому графику. Стресс же многократно усиливается в связи с событиями COVID-19, из-за чего сотрудники многих компаний оказались не готовы к переработкам и бывшие ежедневные обязанности становятся в новой и непривычной обстановке проблемами. Что касается риэлторских компаний, им приходится особенно непросто. Сам по себе вид деятельности достаточно динамичный: необходимо постоянно держать связь с потенциальными покупателями и продавцами, выступать неким посредником при проведении сделки купли-продажи или аренды объекта недвижимости. Стоит отметить, что в отличие от многих специалистов риелтору необходимо постоянно передвигаться по городу для того, чтобы встречаться с клиентами, проводить показы и приглашать покупателей в офис для более подробного ознакомления с документацией.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Условия труда как фактор организационной напряженности 7
1.2.Личностные детерминанты повышенной конфликтости работника13
1.3. Методы снижения конфликтности в рабочем коллективе 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ ПЕРСОНАЛА РИЕЛТОРСКОЙ КОМПАНИИ 32
2.1. Программа исследования 32
2.2. Методы диагностики 33
2.3. Анализ результатов 36
2.4 Программа профилактики конфликтности персонала риелторской компании 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова Н. А. Управление персоналом организации / Б. А. Воронин, В. И. Набоков, Л. Н. Петрова, Н. Б. Фатеева // Уральский государственный аграрный университет. – 2017. – 225 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36511908 (дата обращения: 11.03.2022).
2. Анцупов А. Я. Конфликтология. Теория и практика : / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 5-е изд., перераб. и доп. – Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2019. – 503 с.
3. Анцупов А. Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пос. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 – 362с.
4. Ахмадуллин И. Р. Особенности конфликтов в организации: социальный аспект / И. Р. Ахмадуллин, Л.З. Фатхуллина // Управление устойчивым развитием. – 2018. – № 2. – C. 41–46. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35590296 (дата обращения: 28.03.2022).
5. Блюм М. А., Хазанова Д. Л., Малышев Д. Н. Управление персоналом в коммерческой организации: учебник. / Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2018. – 112 с.
6. Брыжинская Г. В., Баева А. В. Коммуникация как неотъемлемая часть конфликта // в сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. / – Саранск. – 2017. – 17-20 с.
7. Баннова М. А. Управление конфликтами в организации / М. А. Баннова, О. А. Гешко // Мировая наука. – 2019. – № 3(24). – 99-101 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38081806& (дата обращения: 12.09.2021).
8. Буков А. Е., Губер Н. Б., Богатова О. В. Реализация требований к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации / Молодой ученый. – 2018. – № 3 (83). – С. 100-102. – URL: https://moluch.ru/archive/83/15385/ (дата обращения: 26.05.2022).
9. Вершинин А. В. Проблемы классификации конфликтов в учебной литературе конфликтологии / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – №17. – 84-86 с.
10. Сеземова Е. В., Перченко Е. Л. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудовой деятельностью у риeлторов / Е. В. Сеземова, Е. Л. Перченко – Текст : электронный // Научные междисциплинарные исследования. – 2021. – 275 с. –278. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-professionalnoy-deyatelnosti-i-udovletvorennosti-trudovoy-deyatelnostyu-u-rieltorov (дата обращения: 23.03.2022).
11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: Учебник для высших учебных заведений. – 2-е изд. испр. и доп. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Академический Проект ; Альма Матер, 2019. – 384 с.
12. Голубкова О. А. Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 178 с. – ISBN 978-5-534-09014-7.
13. Гордиенко Н. Н., Политаева Е. Н. Психологические особенности и пути преодоления межличностных конфликтов работников // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2019. – № 16. – 73-78 с.
14. Гришина Н. В. Психология конфликта. Хрестоматия. 2-е изд., доп. Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 362 с.
15. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для вузов / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 219 с. – ISBN 978-5-534-07226-6.
16. Журман Н. В. Организационно-экономические аспекты современного менеджмента: учебник / Н. В. Журман, О. В. Магомедалиева, В. А. Князева, Г. И. Татенко. – Орел : Орёл ГТУ, 2020. – 63 с.
17. Пугачев В. П. Управление персоналом организации : учебник и практикум для вузов / В. П. Пугачев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 402 с. – ISBN 978-5-534-08905-9.
18. Зеленский, С. Ю. Методы профилактики конфликтов в компаниях / С. Ю. Зеленский, А. В. Чернов. // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13177/ (дата обращения: 26.05.2022).
19. Измайлова С. А. Теория менеджмента: учебник для высшего профессионального образования / С. А. Измалкова [и др.]. – Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», 2019. – 314 с.
20. Измалкова С. А. Организационное поведение в системе эффективного менеджмента: учебник/С.А. Измалкова, Е.Е. Кононова, О.В. Магомедалиева. – Орел : Орел ГТУ, 2017. – 214 с.
21. Имамгалиева Л. А. Социально-трудовые конфликты и деловая культура организации: к вопросу определения понятий / Л. А. Имамгалиева // Наука. Общество. Государство. – 2017. – № 1. – С. 316–320. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-trudovye-konflikty-i-delovaya-kultura-organizatsii-k-voprosu-opredeleniya-ponyatiy (дата обращения: 05.04.2022).
22. Исмаилова Э. Р. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения / Э. Р. Исмаилова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-organizatsii-prichiny-ih-vozniknoveniya-i-sposoby-razresheniya (дата обращения: 10.03.2022).
23. Калмыкова О. Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. «Экономические науки». 2018. – № (3) – 13 – 22 с.
24. Калмыкова О. Ю., Гагаринская Г. П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. «Экономические науки». 2019. № 1 (7).
25. Калмыкова О. Ю., Симонов С. В., Гагаринский А. В. Профилактика и управление конфликтами в организации в период реструктуризации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2018. – № 10. – 71 с.
26. Кашапов М.М. Психология конфликтной компетентности. Учебник/М.М. Кашапов, М.В. Башкин. – Ярославль, 2019. – 128 с.
27. Кибанов А. Я., Гагаринская Г. П., Калмыкова О. Ю., Мюллер Е. В. Управление персоналом. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 672с.
28. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. Москва : ИД ФОРУМ: ИНФРА, 2017. – 372 с.
29. Колобов О. А. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. – №3. – 199-203 с.
30. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: учебник/Ю.Д. Красовский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 527 с.
31. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 351 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02949-9.
32. Мазур Е. Ю. Способы разрешения конфликтных ситуаций / Е. Ю. Мазур, А. Э. Антипова // Мировые цивилизации. – 2018. – № 4. –3 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39566021 (дата обращения: 27.03.2022).
33. Маслова О. П., Калмыкова О. Ю. Конфликтологическая компетентность руководителя: оценка социально-психологического самочувствия работников // Известия СНЦ РАН. Вып. «Актуальные проблемы психологии». – Самара : СНЦ РАН, 2019. – 90 с.
34. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». Санкт-Петербург : Речь, 2018. С. 10-14.
35. Попова Е. А. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления // Кадры. – 2018. – №5.
36. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – Москва : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2019. – 264 с.
37. Рачицкая В. А. Место и роль организационного конфликта в управлении организацией / В. А. Рачицкая // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2019. – № 1. – 72-75 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37340664 (дата обращения: 30.10.2021).
38. Решетникова К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие / К. В. Решетникова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 175 с.
39. Седых А. Н. Организационное поведение: учебник / А. Н. Седых. – Москва : Изд-во МГОУ, 2019. – 164 с.
40. Слободян Л. Д. Межличностные конфликты в системе управления / Л. Д. Слободян // Современное общество и власть. – 2018. – № 3. – 202–208 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36511908 (дата обращения: 10.03.2022).
41. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2019 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2019. – 95-98 с.
42. Тест Ассингера. Диагностика агрессивности личности // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров. – URL: https://hr-portal.ru/tool/test-assingera-diagnostika-agressivnosti-lichnosti (дата обращения: 07.03.2022)
43. Титова А. В., Фёдорова А. А. Изучение трудовых мотивов персонала по методике в. И. Герчикова: принципы и особенности // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001251 (дата обращения: 10.03.2022).
44. Фролова Е. В. Конфликты в организации: межличностный конфликт. Специфика, факторы развития и технология / Е. В. Фролова, О. П. Наумова // Материалы Ивановских чтений. – 2020. – № 1. – 23–28 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42921749 (дата обращения: 19.03.2022).
45. Хачатурова М. Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом//Организационная психология. – 2018. – Т.2. № 3. – 19-20 с.
46. Шейхова М. С. Современные возможности решения рабочих конфликтов в коллективе / М. С. Шейхова, Н. Ю. Литвинов // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы. – 2020. – 222–226 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42395449 (дата обращения: 21.03.2022).
Уклонение. Это такой стиль, который подразумевает, что человек стремится избегать конфликта, то есть не допускать тех ситуаций, которые могли бы спровоцировать возникновение противоречия, которое могло бы перерасти в конфликт. К примеру, не участвовать в обсуждении тех вопросов, которые могут вызвать разногласия. Уступки. Те, кто придерживаются данной стратегии так, как и в уклонении случае пытаются не вступать в конфликт. Однако причины будут другие — человек жертвует личными интересами в пользу интересов других. При этом действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем улаживания разногласий, пусть и ценой потери своих ресурсов. Принуждение. Это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения. Компромисс. В основу данной стратегии лежит тот факт, что обе конфликтующие стороны стараются выйти из конфликта в выигрыше. Однако, при компромиссе следует совершать взаимные уступки, которые удовлетворяют обе стороны, в отличие от способа выше. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликта, так при нём полностью не устраняются причины возникновения конфликта. Поэтому в некоторых случаях считают, что конфронтация в определенных пределах более продуктивна для разрешения, нежели компромисс. Сотрудничество подразумевает, что человек пытается активно найти из сложившейся ситуации решение, которое удовлетворяет всех участников взаимодействия, но при этом не игнорируя собственный интерес или интересы. Данная стратегия основывается не только на балансе интересов участников, но и на признании ценности межличностных отношений с оппонентом. Стратегия сотрудничества считается наиболее благоприятным исходом конфликта, но также и самой затратной по количеству затрачиваемых ресурсов.