Развитие специальной выносливости у квалифицированных лыжников-спринтеров в годичном тренировочном цикле
Введение
Актуальность. В теории и методике лыжного спорта развитие специальной выносливости занимает одно из важнейших мест, поскольку именно от нее во многом зависит соревновательный результат [14, 26, 32].
Вместе с тем основные закономерности развития специальной выносливости у квалифицированных спортсменов на различных этапах годичного цикла недостаточно хорошо изучены, поскольку в процессе подготовки приходится применять не только различные средства, но и методы спортивной тренировки, каждый из которых по-разному воздействует на развитие физических качеств [8, 22].
Многие методические рекомендации по развитию общей и специальной выносливости в лыжных гонках основаны в большей степени на результатах практического тренерского опыта, чем имеют экспериментальное обоснование. В научно-методической литературе и в практических рекомендациях недостаточно конкретно указано, как следует развивать выносливость на различных этапах годичного цикла. Не до конца ясно, какие средства и методы спортивной тренировки наиболее целесообразно использовать при подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков.
Актуальность исследования обусловлена высоким ростом спортивной конкуренции на международных и внутрироссийских соревнованиях, требует постоянного поиска резервов увеличения среднедистанционной скорости. Причем в лыжных гонках на различных этапах подготовки это может происходить как за счет повышения отдельных физических качеств (силы, скорости и выносливости), так и их сочетаний (силовой и скоростной выносливости), формирующих уровень специальной выносливости. Учитывая, что развитие отдельных физических качеств, как и их сочетаний, сопряжено со специализированным воздействием на основные системы энергообеспечения: окислительную, лактацидную и фосфагенную, именно целенаправленный выбор методики применения различных физических нагрузок может способствовать повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. Однако процесс оптимизации дозирования физических нагрузок неосуществим без экспериментального изучения влияния отдельных компонентов нагрузки на спортивный результат и на составляющие маркеров развития специальной выносливости у квалифицированных лыжников-гонщиков.
Оглавление
Введение…………………………………………………………...………….… 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА…………………………………….……… 6
1.1 Понятие и структура специальной выносливости у спортсменов циклических видов спорта……………………..... 6
1.2 Особенности развития специальной выносливости в циклических видах спорта…………………………………..….. 10
1.3 Особенности развития специальной выносливости в тренировке лыжника-гонщика……………………..…………... 13
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………. 16
2.1 Методы исследования……………………………………….……. 16
2.2 Организация исследования……………………………………….. 19
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………… 21
3.1 Методика развития специальной выносливости лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки………………………. 21
3.2 Динамика показателей специальной выносливости у квалифицированных лыжников-гонщиков в течение года……. 24
3.3 Вклад отдельных компонентов специальной выносливости в общее состояние подготовленности лыжников-гонщиков…… 31
Выводы…………………………………………………………………………… 33
Практические рекомендации………………………….……….……………..… 35
Литература………………………………………………………………….……. 37
Приложения…………………………………………………………….…..…… 41
Литература
1. Авдеев, А.А. Подготовка лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям в подготовительном периоде / А.А. Авдеев // Совершенствование методики обучения и тренировки лыжников-гонщиков: методические рекомендации / под ред. Н.А. Багина. – Великие Луки, 2005. – Т. IV. – С. 3-7.
2. Авдеев, А.А. Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Авдеев Алексей Александрович; Великолукской гос. акад. физ. культуры и спорта. – СПб., 2007. – 23 с.
3. Акимов, Е.Б. Соотношение между пульсовыми и субъективными показателями в оценке воздействия физических нагрузок у спортсменов: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / Акимов Егор Борисович; Ин-т возраст. физиологии РАО. – Москва, 2008. – 24 с.
4. Андреев, А.П. Построение структуры и содержания тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Андреев Александр Петрович; МГАФК. – Малаховка, 1998. – 25 с.
5. Баталов, А.Г. Современная соревновательная деятельность в лыжных гонках / А.Г. Баталов, М.Е. Бурдина // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2011. – С. 10-15.
6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2013. – 216 с.
7. Власов, Н.Г. Развитие специальной выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков на основе предельных мышечных нагрузок, выполняемых повторным методом в годичном цикле подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Власов Николай Гансович; ВНИИФК. – М., 1998. – 187 с.
8. Волков, Н.И. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. – К.: Олимпийская литература, 2000. – 504 с.
9. Вяльбе, Е.В. Система соревнований и структура этапа непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вяльбе Елена Валерьевна; Рос. гос. социал. ун-т. – М., 2007. – 25 с.
10. Головачев, А.И. Влияние предельной мышечной работы различной длительности на состояние «маркеров» выносливости у квалифицированных лыжников-гонщиков / А.И. Головачев, Н.Г. Власов // Научные труды ВНИИФК 1996 года: сб. научн. работ. – М.: ВНИИФК, 1997. – С. 75-89.
11. Головачев, А.И. Современные подходы к оценке специальной выносливости спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта / А.И. Головачев // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конгр. – М., 1998. – Т.1. - С. 224.
12. Головачев, А.И. Влияние однократных предельных мышечных нагрузок различной длительности на динамику показателей специальной выносливости юных лыжников-гонщиков / А.И. Головачев, В.К. Кузнецов, С.А. Чулков, С.В. Широкова // Вестник спортивной науки. – М., 2007. – №4. – С. 13-18.
13. Горбатов, С.В. Инновационный подход в тренировке лыжников-гонщиков в связи с появлением спринтерской дисциплины / С.В. Горбатов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: XIV научно-метод. конф. / Рос. Агентство по физ. культуре, спорту и туризму, Уральская гос. акад. физ. культуры. – Челябинск, 2004. – С. 36-37.
14. Гурский, А.В. Управление процессом спортивно-технического мастерства лыжников-гонщиков на основе модельных характеристик / А.В. Гурский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2012. – №2 (84). – С. 55-58.
15. Гурский, А.В. Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков / А.В. Гурский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2014. – №7 (113). – С. 58-62.
16. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории, методики воспитания / В.М. Зациорский. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
17. Иванов, В.Н. Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок на развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков юниоров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Иванов Владимир Николаевич. – М., 1986. – 24 с.
18. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
19. Мартынов, В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта / В.С. Мартынов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 172 с.
20. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
21. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / С.С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2007. – 258 с.
22. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с.
23. Набатникова, М.Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсмена при циклической работе субмаксимальной и большой мощности: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / Набатникова Маина Яковлевна. – М., 1974. – 52 с.
24. Плохой, В.Н. Перспективы специализации в лыжных гонках к различным по длине дистанциям / В.Н. Плохой // Теория и практика физической культуры. – М., 1995. – № 1. – С. 41-42.
25. Разумовский, Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации (на материалах циклических видов спорта): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Разумовский Евгений Александрович; ГЦОЛИФК. – М., 1993. – 79 с.
26. Семенов, Н.И. Развитие выносливости у лыжников-гонщиков старших разрядов в процессе круглогодичной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Семенов Николай Иванович. – М., 1983. – 22 с.
27. Солодков, А.С. Физическая работоспособность спортсменов и общие принципы её коррекции (часть 2) / А.С. Солодков. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2014. – №4 (110). – С. 151-158.
28. Сорванов, В.А. Поиск способов измерения специальной выносливости / В.А. Сорванов, Ю.П. Алексеева // Теория и практика физической культуры. – М., 2005. – №3. – С. 49-53.
29. Суслов, Ф.П. Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №7. – С. 38-42.
30. Тимофеев, М.Ю. Построение тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежном периоде с применением лыжероллеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Тимофеев Михаил Юрьевич; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2002. – 22 с.
31. Хайсов, И.В. Подготовка лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям / И.В. Хайсов // Совершенствование методики обучения и тренировки лыжников-гонщиков: метод. рек. / отв. ред. Н.А. Багин. – Великие Луки, 2005. – IV. – С. 68-76.
32. Ципин, Л.Л. Метрологическое обеспечение педагогического и биомеханического контроля в спорте: учебно-методическое пособие / Л.Л. Ципин; СПБ гос. ун-т физ. культуры им П.Ф. Лесгафта. – СПб, 2008. – 45 с
Меньших изменений претерпели показатели деятельности сердечно-сосудистой системы, характеризуемые показателями частоты сердечных сокращений в функциональной пробе. Положительная, но не достоверная динамика также отмечена в способности организма к усвоению кислорода. Кроме того, в годичном цикле подготовки, наряду с ростом показателей, отражающих максимальные потенциальные возможности основных энергетических систем, отмечалось увеличение параметров функциональной экономизации. В деятельности окислительной системы, как и лактацидной отмечены большие изменения, что свидетельствует о формировании уровня подготовленности и набора спортивной формы к соревновательному сезону. Полученные данные свидетельствуют, что прирост мощности окислительной энергетической системы (МПК) после увеличения способности организма к усвоению кислорода (КИО2) на I и II этапах работы (в конце бесснежного и снежного этапов подготовительного периода) в соревновательном периоде (III этап) преимущественно формировался за счет увеличения показателя мощности внешнего дыхания (МВЛ). Было отмечено увеличение показателей, отражающих деятельность основных систем энергообеспечения, причем наибольших изменений претерпели показатели деятельности лактацидной системы при переходе к специально-подготовительному и соревновательному этапам подготовки, когда у спортсменов тренировочные воздействия направлены на развития скоростной и скоростно-силовой выносливости. Основными маркерами специальной выносливости являются показатели, характеризующие объем метаболической энергии, который может быть образован каждой энергетической системой: окислительной, лактацидной, фосфагенной. В число маркеров входят, также показатель суммарного объема образованной энергии (ΣQ). Полученные данные у участников педагогического эксперимента представлены в таблице 2 и на рисунке 2.