Формирование навыков совместного и раздельного скольжения в парном катании
ВВЕДЕНИЕ
Парное катание на коньках – дисциплина фигурного катания, в программах которой выступают юноша и девушка в паре. Пара выполняет совместное скольжение, выбросы, прыжки, вращения. Суть этой дисциплины заключается в том, что спортсмены исполняют все элементы синхронно, в программе выглядят как единое целое.
Своими выступлениями фигуристы притягивают внимание зрителей, а благодаря совместным элементам, например, выбросам и поддержкам, добавляется зрелищность этого направления в парном катании.
Важной частью в программах парного катания является скольжение фигуристов. Именно элементы скольжения помогают красиво связать все элементы программы, показать хореографию в танце, настроиться спортсменам на выполнение сложных элементов с выбросами и прыжками.
В техническом отношении различают раздельное и совместное скольжение фигуристов в паре. Совместное скольжение фигуристов должно быть синхронным, отчётливо видимым зрителю.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……........ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………………………... 7
1.1 Современные тенденции и подходы к подбору партнёров в фигурном катании на коньках…………………………………………………………….7
1.2 Основные понятия и представления о проблеме скатывания партнёров в фигурном катании на коньках …………………………………………..…. 10
1.3 Методика обучения навыкам совместного и раздельного скольжения в парном катании …………..…………………………………………………. 13
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………. 23
2.1 Цель и задачи исследования …………………….………………………. 23
2.2 Методы исследования ………………………………..………………….. 23
2.3 Организация исследования.………………………………………..…….. 25
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………..... 27
3.1 Результаты исследования современных подходов к тренировочному процессу пар и оптимальный возраст для перехода из одиночного в парное катание ……………………………………………………………...… 27
3.2 Анализ специфики исполнения элементов скольжения в парном и одиночном катании ……………………………..…………………………….. 38
3.3 Создание спортивной пары……………………………………………...... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абсалямова, И. В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова. – М.: ФОН, 1997. – 122 с.
2.Александрова, А. В. Специфические особенности построения макроцикла высококвалифицированных танцоров / А. В. Александрова, В. В. Шиян // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. – С. 88-92.
3.Аккуин, А. Д. Методика повышения надёжности выполнения технических действий дзюдоистов в условиях соревновательной деятельности
/ А. Д. Аккуин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. – №8 (150) – С. 7-11.
4.Апарин, В. А. Фигурное катание на коньках. Техника и методика обучения. учеб. пособие / Апарин В. А. – Санкт.-Петерб. : СПГУФК им. Лесгафта, 2008. – 132 с.
5.Бакулина, Е. Д. Планирование многолетней подготовки спортсменок по эстетической гимнастике / Е. Д. Бакулина Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития технико- эстетических видов спорта». – Волгоград, 2016. – С. 18-24.
6.Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков под общ. ред. Г. В. Барчуковой. – М.: Кнорус, 2011. – 368 c.
7.Барчукова, Г. В. Системное планирование в физической культуре при электронном обучении / Г. В. Барчукова, И. С. Барчуков // ФК: ВОТ., 2019. – № 2. – С. 2-4.
8.Батрова, О. Ф Повышение соревновательной надёжности фигуристов, но основе учета их личностных характеристик // Авторед. канд. дисс. пед. наук. – М.: Малаховка, 1992. – 24 с.
9.Важный, З. Современные тенденции в планировании спортивной тренировки / з. важн // Планирование и построение спортив. тренировки: Сб. науч.-метод. работ. – М., 1972. – С. 54-56
10.Вендрик, А. Ф. Проблема надёжности спортсмена в психологическом аспекте // Теория и практик физической культуры, 1974. – 24 с.
После освоения тодеса с хватом за обе руки партнеры переходят к выполнению тодеса с хватом за одну руку.
Последовательность в изучении тодесов следующая: назад-внутрь, назад-наружу, вперед-внутрь, вперед-наружу.
Методика обучения поддержкам. Изучению поддержек предшествует специализированная силовая подготовка обоих партнеров. Партнеру важно развивать силу всех групп мышц, участвующих в подъеме партнерши и удержании ее в упоре. Партнерше надо в первую очередь развивать силу мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины. Задачи силовой подготовки решаются средствами общеразвивающих упражнений, упражнений с отягощениями (гантелями, резиной, штангой), акробатических и имитационных упражнений при выполнении поддержек на полу.