Занятия фитнесом в коррекции функционального состояния лиц с ожирением
Введение
В настоящее время ожирение стало одной из наиболее важных медико-социальных проблем в мире в связи с высокой распространенностью и огромными затратами на преодоление его последствий. В мире, по опубликованным в 2020 г. данным Всемирной организации здравоохранения, более 1,9 миллиарда взрослых старше 18 лет имели избыточный вес, из них свыше 650 миллионов страдали ожирением (Вербовой А. Ф., 2019). По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2025 году в мире будет насчитываться более 300 миллионов человек с диагнозом: ожирение (Вербовой А. Ф., 2019). Предупреждение и лечение ожирения представляет важнейшую медицинскую, социальную, демографическую, государственную проблему. Настораживает и тот факт, что происходит «омоложение» этого вида патологии. До последнего времени ожирение находится на первом месте среди заболеваний обмена веществ, однако при этом не является частой причиной обращений людей к врачу, так как пациенты зачастую не осознают важности борьбы с избыточным весом. Несвоевременное и неадекватное лечение ожирения приводит к изменениям во всех внутренних органах и является причиной многих заболевания органов и систем, в том числе сердечно-сосудистой системы, инвалидизирующих людей в возрасте социальной активности (Квиткова Л. В., 2019).
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Этиология и патогенез ожирения………………………………………7
1.1. Понятие и основные причины ожирения. Механизмы развития заболевания ……………………………………………………………………….7
1.2. Особенности обмена веществ при ожирении. Функциональные изменения организма и вторичные заболевания………………………………16
Глава 2. Средства и методы физической реабилитации при ожирении …….27
2.1. Медикаментозная терапия………………..……..……………………...27
2.2. Физическая реабилитация…………………………….………………..33
Глава 3. Возможности фитнеса для лиц с ожирением…………………….45
3.1. Фитнес-программы как инструмент профилактики ожирения для улучшения качества жизни ……………………………………………………..45
3.2. Программа занятий с фитнесом для лиц с ожирением……………….51
Заключение……………………………………………………………………….61
Выводы…………………………………………………………………………...63
Список литературы………………………………………………………………66
Приложение……………………………………………………………………...72
Список литературы
1. Адрианова С.А. Развитие индустрии фитнес-услуг в условиях пандемии и инфоматизации современного общества // Росийские регионы в фокусе перемен. - 2021. - № 21. - С. 35-38.
2. Ачкасов Е. Е. Патогенетический подход к выбору методик консервативного лечения ожирения и коррекции избыточной массы тела // Клиническая медицина. - 2016. - №7. – С. 509-517.
3. Амедов A.C. Ожирение-эпидемия XXI века // Терапевтический архив.- 2002.- № 10.- С. 5-7.
4. Аэробика для хорошего самочувствия / под ред. Кеннет Купер. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 224 с.
5. Белов В.Б. Социальный капитал и здоровье населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и историимедицины. - 2013. - № 6. - С. 3-5.
6. Вербовой А. Ф. Ожирение: эпидемиологические и социально-экономические аспекты, профилактика // Эндокринология: Новости. Мнения. Обучение. - 2019. - №3 (28). – С. 87-97.
7. Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурнооздоровительных занятий. – Смоленск: Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2012. - 19 с.
8. Герасимова Т.В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психологияи медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – 25-27с.
9. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 2006.- 136 с.
10. Губа В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований : учеб.-метод. пособие. - Москва : Человек, 2015. - 283 c.
11. Джумагазиев А. А. Проблема ожирения у взрослых в современном мире: реалии и возможные пути решения // ВСП. -2016. - №3. – С. 250-256.
12. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - 3-е изд., доп. – М.:ВЛАДОС, 2005. – 360 с.
13. Дюков В. Биоэнергетика в фитнесе и спорте высших достижений. - М.: Спорт, 2016. - 86 c.
14. Евдокимов В.И. Оздоровительная физическая культура – средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007.- № 2. –С. 68-72с.
15. Жукова О.Л. Акмеология физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 122 с.
16. Журавин М.Л. Гимнастика: учебник для студентов вузов. – М., 2001. – 158 с.
17. Зайцева Н.В. Анализ риска здоровью населения на современном этапе // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - № 2. - С. 20-24.
18. Зациорский В.М. Двигательные способности спортсмена. - 2-е изд-е – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 200 с.
19. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека: учеб. для вузов физической культуры. - 2-е изд. - Москва : Спорт, 2016. - 624 с.
20. Иванов А. А. Психология чемпиона: монография. - Москва: Советский спорт, 2012. - 112 с.
21. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений: этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования: монография. - Москва : Советский спорт, 2011. - 142 с.
22. Использование комплексов фитнес-программ в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие. - Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010. - 92 c.
23. Ишмухаметов М.Г. Теория и методика оздоровительно-рекреационной физической культуры и спорта : йога в физической культуре и спорте : учеб. пособие. - Пермь : ПГГПУ, 2013. - 159 с.
24. Камкин А.Г. Атлас по физиологии: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 448 с.
25. Карасева Т.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - С. 23-24.
26. Квиткова Л. В. Истоки ожирения у взрослых: роль антенатального и раннего постнатального периодов // Эндокринология: Новости. Мнения. Обучение. - 2019. - №2 (27). – С. 67-73.
27. Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. - 291 с.
28. Кобозева А. Ю. Ожирение как стратегическая проблема человечества // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма. Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. – 2019. – С. 134-139.
29. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие. - Москва : ЕАОИ, 2011. - 144 с.
30. Костихина Н. Т. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: Физическая культура, 2005. - 200 с.
31. Курясева Ю. С. Проблема лишнего веса в мире и в России: статистический анализ // Социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики. Материалы V международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – 2019. – С.197-202.
32. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 544 с.
33. Ляксо Е.Е. Психофизиология: учебник. - Москва : Академия, 2012. - 336 с.
34. Майорова Е.К. Заболеваемость как важнейший показатель здоровья // Педиатр. - 2013. - № 1. - С. 92-94.
35. Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. – М.: Издательство«Советский спорт», 2013. – 256 с.
36. Митриченко Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. – Волгоград: Владиздат, 2012. - 266 с.
37. Митрохина В.В. Аэробика. Теория. Методика. Практика: учебное пособие. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - 136 c.
38. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник. - Москва : Советский спорт, 2013. - 280 с.
39. Олодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М.: Издательство«Советский спорт», 2012.-234с.
40. Орлов А.В. Спорт и Фитнес. - М.: Высшая шк. спорт. индустрии РЭУ им. Г.В. Плеханова.- 2012. – С. 23-25.
41. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебник для студентов вузов. - 2-е изд.,перераб. - М.: Академия, 2011. - 288 с.
42. Прусик К.В. Организация двигательной активности женщин старшего возраста //Теория и практика физической культуры. - 2011. - №1. - С. 57-60.
43. Разина А. О. Ожирение: современный взгляд на проблему // Ожирение и метаболизм. - 2016. - №1. – С. 3-8.
44. Разина А. О. Проблема ожирения: современные тенденции в России и в мире // Вестник РАМН. - 2016. - №2. – С. 154-159.
45. Разина А. О. Роль физической реабилитации в комплексном лечении ожирения и коррекции избыточной массы тела // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2016. - №1. – С. 46-53.
46. Садовников Е. С. Условия формирования навыка здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 2013. -С. 38-41.
47. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография. – СПб.: Образование, 2008. – 301 с.
48. Самсоновой А. В. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта. -М.: Издательство «Советский спорт», 2014. -450 с.
49. Смирнова И.В. Бодифлекс, калланетика, пилатес - фитнес для вашего здоровья, красоты, долголетия. - СПб.: Вектор, 2009. - 215 с.
50. Тарасенко Н. А. Ожирение как социальная проблема // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2017. - №133. – С. 505-516.
51. Фаламеев А.И. Вариативность методики тренировки тяжелоатлета. Тяжелая атлетика. – М.: «Просвещение», 2004.– 147 с.
52. Фарфель В.С. Физиология спорта. - М.: Физкультура и Спорт, 2020. – 215 с.
53. Хазова С.А. Потенциал фитнес-технологий в укреплении психологического здоровья женщин предпенсионного возраста // Вестник АГУ. - 2021. - № 1 (273). - С. 82-88.
54. Харченко А. В. Ожирение – угроза жизни и здоровью населения // Региональный вестник. – 2019. - №23. – С. 19-21.
55. Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта. - 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - С. 279-294.
56. Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кто хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни ; пер. с англ. А. В. Гришин. - М.: Статус, 2014. - 216 с.
57. Щепин О.П. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М.: Нац. НИИ общественного здоровья, 2009. - 376 с.
58. Щепин О.П. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России - М. : Медицина , 2017. - 367с.
59. Hawley E.T., Don F.B. Instructor's guide to wellness fitness. - Warsaw: Olympic Literature, 2014. - 362 p.
60. Hawley E. T. Wellness fitness. - Warsaw: Olympic Literature, 2016. - 367 p.
61. Steve Friedman Eat right, run fast. The rules of life of a super marathon runner. - Berlin: "E.A. Seemann", 2016. - 312 p.
62. Zikerman, Adam Health Program. The Power of Ten / Adam Zikerman, Bill Schley. - M.: AST, Astrel, 2005. - 224 p.
63. Weiner E.N. Valeology: Textbook for universities. 2001. - Moscow: Flint: Nauka, 2001. - 416 p.
Рассматривая физический фитнес, Джо Вейдер (Дж. Вейдер, 2019) подразумевает под ним «достижение оптимального физического состояния в результате выполнения определенной двигательной программы деятельности». Иначе говоря, это - «базовый» фитнес, направленный на достижение и поддержание физического благополучия и снижения риска возникновения заболеваний. Для данного типа фитнеса характерны регулярные физические нагрузки средней интенсивности, упражнения на растягивание ведущих и слабых отделов опорно-двигательного аппарата; упражнения силового и аэробного характера; рациональное питание; нормальное реагирование на психические нагрузки за счет формирования способностей переносить напряжения, переключаться на иные действия и формы деятельности; здоровые нормы поведения; разнообразие деятельности, эмоциональный комфорт и др. Таким образом, каждый вид фитнеса имеет свои границы двигательной активности, включает двигательные действия определенной напряженности, сложности и эмоциональной окраски, что позволяет решать широкий круг задач оздоровления различных категорий людей, отличающихся по возрасту, состоянию здоровья, подготовленности, образу жизни, интересам. Основу специальных знаний для инструктора по фитнесу составляют анатомия, физиология и кинезиология. Согласно им, выполнение любой физической работы связано с явной или скрытой реакцией организма, в основе которой лежат определенные механизмы, описываемые или измеряемые конкретными параметрами.