Анализ структуры и содержания методики здорового образа жизни студенческой молодежи
ВВЕДЕНИЕ
В условиях реализации стратегических задач вхождения Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира, затрагивающих практически все сферы социально-экономического развития в РК, все более усложняются требования к выпускникам вузов. Современному казахстанскому обществу требуются не только профессионально подготовленные, но и физически здоровые специалисты с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни. Сегодня только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой работоспособностью может активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, успешно конкурировать на рынке труда. В этой связи вопросы, связанные с укреплением и сохранением здоровья студенческой молодежи, приобретают высокую значимость. Особую остроту данной проблеме придает понимание того, что именно студенчество представляет собой тот мощный резерв, которому в самом ближайшем будущем предстоит осуществить все стратегически важные преобразования и свершения в целях обеспечения успешного развития, благополучия и процветания нашей Республики.
Вопросы воспитания ЗОЖ были в центре внимания народа во все времена. По его представлениям, молодое поколение должно быть здоровым, сильным, умеющим переносить все невзгоды, духовно развитым, способным созидать, быть готовым к защите своей Родины. Многие казахские народные афоризмы рассматривают здоровье как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека, поэтому говорят: «Здоровье – клад бесценный» («Денсаулық зор байлық»), «Чистота – основа здоровья, здоровье – основа богатства» («Тазалық - саулық негізі саулық - байлық негізі»). Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле», «Пока пот не выйдет, болезнь не уйдет» («Тер шықпаған кісіден - дерт шықпайды»). Сохранение здоровья, трудоспособности, воспитание у молодежи здорового образа жизни считалось у народа одной из самых главных задач общества. В Казахстане проблемами формирования ЗОЖ занимаются в различных направлениях: исследованием научных основ формирования ЗОЖ у населения Х.К.Сатпаева, С. И. Касымбекова, Г.Д.Алимжанова, К.И.Адамбеков, А.С.Имангалиев, М.Б.Сапарбаев; нетрадиционными методами естественного оздоровления С.А.Назарбаева; исследованием социально-педагогических основ формирования ЗОЖ Д.Ф.Акбердиева, К.С.Абишев, Г.А.Нуридинова, С.Н.Сулейменова, Ж.З.Торыбаева, Т.К.Болеев и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ7
1.1 Понятие здорового образа жизни7
1.2 Основные задачи формирования здорового образа жизни17
1.3 Компоненты здоровья и факторы, влияющие на его сохранение23
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ37
2.1 Методы исследования37
2.2 Организация исследования38
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Укрепление здоровья студентов
3.2 Оздоровительный эффект физических упражнений
3.3 Методические особенности занятий оздоровительным бегом
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИCTOЧНИKOB
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Джарылкапова Г.А. Валеология. Здоровье – осознанная необходимость. Учебник: курс лекций с практическими рекомендациями. Алматы: Алматыкітап, 2005, 176 с.
2. Касымбекова С.И. К Комплексное оздоровление учащейся молодежи Республики Казахстан: монография / С.И. Касымбекова, Е.К. Дилмаханбетов. – Алматы: Қазақ университеті, 2020. – 120 с.
3. Васильева Л. Формирование валеологической компетентности студенческой молодежи //Вестник высшей школы Казахстана. – 2005. - №3. - С.306-309.
4. Устав ВОЗ //Основные документы ВОЗ. - Женева, 1986. - 36-е изд. - С. 5-36.
5. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 8. - С. 356.
6. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека //Вестник АМН СССР. - 1982.- №1. - С.49-58. - №4. - С.29-33.
7. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Медицина, 1990. - 192с.
8. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России //Валеология. – 1996. - №1. - С. 7-17.
9. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория //Валеология. – 1997. - №1. - С.36-41.
10. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема //Вопросы философии. - 1985. - №7. – С.83.
11. Гундаров И.А., Палесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // В сб. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993. - С. 25-32.
12. Здоровье, развитие, личность /Под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. - М., 1990. - 360с.
13. Гонопольский М.Х. Психологическое здоровье. – Алма-Ата: Знание КазССР, 1989. -40с.
14. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982. - 40 с.
15. Лищук В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств. - М., 1992. -289с.
16. Апанасенко Г.А., Попова Л.А. Медицинская валеология /Серия «Гиппократ». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 248с.
17. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206с.
18. Семенов В.С. Культура и развитие человека //Вопросы философии. -1982. - №4. - С. 15-29.
19. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни //Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1997. - Вып.3. - С. 420-429.
20. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования //Советское здравоохранение. - 1981. - №5. - С.6.
21. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 192с.
22. Лисицин Ю.П. Социология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни //Здравоохранение РФ. -1989. - №6. - 194с.
23. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии //Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. - СПб, 1997. – 478с.
24. Соковня- Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М., 1997. -245с.
25. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 1987. - 128с.
26. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. - М.:Медицина, 1977.- 256с.
27. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья //Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения.: Сб. науч. тр. - Липецк, 1996. – С. 3-12.
28. Валеология – наука о здоровье. Учеб.-мет. Пособие //Под ред. А.Д.Соколовой, З.С.Абишевой. - Алматы, 1999. - 56с.
29. Культурная инициатива: Региональная программа пропаганды ЗОЖ. – Пер. с англ. Кротова Е. – Нижний Новгород: ИЦ Сорос – Нижний Новгород, 1994. – 352с.
30. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования //Советское здравоохранение. - 1991. - №5. - С.6.
31. Чумаков Б.Н. Валеология. Избр.секции. - М., 1997. – 356с.
32. Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. Сб.: научн. трудов. - М., 1991. - С.3-27.
33. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. - 316с.
34. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 279с.
35. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - Спб.:Медицина, 1998. - 148с.
36. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов /Н.А. Агаджанян. - М.:Россия, 1997. – 200с.
37. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста //«Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы». -Л., 1974. - С. 3-15.
38. Дронов И.С. Психологический портрет студента как валеологическая основа совершенствования преподавания в вузе /И.С. Дронов, К.С. Жижин, А.Ф. Степаненко // Валеология. – 2000. – №2. – С.25-29.
39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.:Педагогика, 1973. - 423с.
40. Семенов В.С. Культура и развитие человека //Вопросы философии. -1982. - №4. - С. 15-29.
41. Психологические и психофизиологические особенности студентов. (Научн.ред.Н.М.Пейсахов). – Казань, 1977. - 296с.
42. Виленский М.Я., Бердников И.Г. Физическая культура в формировании здорового образа жизни студентов // Сб. «Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя». - М.: МГПИ, 1982. - 184с.
43. Литвинова Н.А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга / Н.А. Литвинова, М.Г. Березина, А.А. Прохорова //Валеология. – 1999. – №3. – С.36-39
44. Физическая культура студента. Учебник /Под.ред. М.Я.Виленского, В.И.Ильинича. - М.: Гардарики, 2001. -348с.
45. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов-на-Дону, 2002. - 384с.
46. Косолапов А.В. Формирование здорового образа жизни у студентов в процессе физвоспитания: автореф. … канд.пед.наук: 13.00.01. – Алматы, 1995. - 23с.
47. Сабиров Р.Ф. Формирование позитивного отношения студентов к физической культуре средствами ценностных ориентаций: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург: УралГАФК, 1996. - 24с.
48. Торыбаева Ж.З. Совместная работа школы, семьи и общественности по формированию здорового образа жизни школьников – подростков: дис. … канд.пед.наук. - Шымкент, 2001. - 157с.
49. Акбердиева Д.Ф. Психолого-педагогические условия организации воспитания здорового образа жизни у школьников в процессе внеклассной деятельности: дис. … канд.пед.наук. - Шымкент, ЮКГУ, 2002. - 147с.
50. Нуридинова Г.А. Инновационные технологии организации внеклассной работы по формированию здорового образа жизни подростков: дис. ... канд.пед.наук. – Шымкент: ЮКГУ, 2005. - 128с.
51. Шерстобитова Н.С. Формирование профессионально-прикладных умений и навыков в области оздоровительной деятельности у студентов педагогических училищ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Омск, 2001. - 158с.
Как показал проведенный ранее теоретический анализ, особое значение в формировании ЗОЖ студента представляют физкультурно-оздоровительные умения и навыки, так как наличие знаний о способах и приемах реализации ФОД, ценностное отношение к физической культуре не являются гарантом правильного использования средств физкультурно-оздоровительной деятельности для укрепления здоровья. Таким образом, основными показателями операционного компонента нами определены: физкультурно-оздоровительные умения, физкультурно-оздоровительные навыки, физическая подготовленность, умения и навыки самоконтроля. В соответствии с приведенной содержательной характеристикой компонентов структурной модели формирования ЗОЖ студента средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, нами выделены критерии и показатели, характеризующие степень выраженности каждого из них. Содержательный компонент. В качестве критерия данного компонента мы выделили «наличие достаточного уровня знаний о ЗОЖ, физической культуре». Показателями данного критерия являются: знания о факторах ЗОЖ; знания о факторах риска для здоровья; понимание значения физкультурно-оздоровительной деятельности в сохранении и укреплении здоровья, ее взаимосвязи с факторами ЗОЖ; знания о способах и путях формирования здорового образа жизни в процессе ФОД; знания о цели, формах и способах самоконтроля. Критерием мотивационно-ценностного компонента мы определили «сформированность устойчивой потребности в ЗОЖ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности». В качестве показателей выступают: мотивация на ЗОЖ; позитивно- эмоциональное отношение к ФОД; осознание здоровья как высшей ценности, ценностные ориентации на ЗОЖ; потребность в физкультурно-оздоровительной деятельности. Практико-деятельностный компонент характеризуется, по нашему мнению, следующим критерием - «реализация средств физической культуры в различных формах жизнедеятельности в оздоровительных целях». О степени выраженности данного критерия можно судить по следующим показателям: интерес к проблемам сохранения и укрепления здоровья в процессе ФОД (познавательная деятельность); творческая реализация ценностей физической культуры в оздоровительных целях в различных жизненных ситуациях (творческая деятельность); пропаганда ЗОЖ, проявление заботы о здоровье окружающих средствами ФОД (пропагандистская деятельность); самовоспитание, саморазвитие, самоконтроль в процессе ФОД; реализация знаний о способах формирования здорового образа жизни средствами ФОД в различных формах жизнедеятельности (здоровый стиль жизни).