Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей в дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, относится к весьма сложной и проблематичной теме для изучения, поскольку дошкольный возраст неотъемлемо связан с становлением личности ребенка. В современном мире очень важно изучать проблемы связанные с раз-витием личности детей старшего дошкольного возраста и дальнейшее его сопровождение. Программное обеспечение дошкольного образования подразумевает создание психолого-педагогических условий, которые отражают особые условия для всестороннего развития воспитанников, способствующих пози-тивной социализации, личностному развитию, воспитанию инициативности и формированию творческих способностей у дошкольников.
Развитие личности дошкольников осуществляется по пяти образова-тельным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Следует отметить следующие направления по развитию дошкольников:
создание условий в образовательном пространстве;
обеспечение деятельности со взрослыми;
обеспечение деятельности со сверстниками;
позитивного формирования отношения к себе и к окружающему миру;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Сущность и содержание понятия "социально-личностное развитие до-школьников" 9
1.2. Характеристика социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста 18
1.3. Социально педагогическая деятельность в учреждениях системы образования (ДОУ) 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Программа социально педагогической работы со старшими дошкольниками 33
2.2. Организация и методика социально педагогического исследования лич-ности старших дошкольников 37
2.3. Методические рекомендации по сопровождению социально-личностного развития детей дошкольного возраста 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басаева А. Г., Габулова И. М., Джиоева А. А. Нравственное поведение и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста // научный электронный журнал «матрица научного познания» 2020.–с. 199.
2. Абрамовских Наталья Викторовна Сущность и особенности соци-ально-педагогической деятельности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №102
3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольника в детском саду. Игровые ситуации, игры, этю-ды: учеб. Метод. пособие. – СПб. :2012. – 224 с.
4. Бабунова Т. М., Левшина Н. И. Диагностические методики по про-блеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников-2015.
5. Вологдина И. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации // Академия профессионального образования–2019.-№10.–с. 37-45.
6. Гуткина, Н. И. Концепция Л.И. Божович о строении и формирова-нии личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культур-но-историческая психология. – 2018. – Т. 14. – № 2. – С. 116-128.
7. Гневэк, О. В. О содержательном наполнении понятия "психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка" / О. В. Гневэк // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 49. – С. 50-54.
8. Джумадилова А. К., Наметкулова С. Ж. Психологическое сопро-вождение образовательного процесса // Опыт, проблемы и перспективы по-строения педагогического процесса в контексте стандартизации образова-ния.-2016. с. 125-129.
9. Дмитриев М. Ю. Педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.-2014.- №3. с. 180-183.
10. Иваненко, М.В. Педагогическое сопровождение социально- лич-ностного развития / М.В. Иваненко // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 97-99.
11. Коррекционно-развивающие технологии в ДОО: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс/авт.-сост. Л. В. Годовникова–Волгоград: Учитель.–187 с.
12. Каюрова А. Н., Анисимова В. В. Обеспечение эффективного соци-ально-личностного развития дошкольников в условиях современного ДОУ // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт,-2018,-с. 69-72.
13. Коломийченко Людмила Владимировна Методологические основы социального развития дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2005. №5.
14. Кирилина Марина Васильевна Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. №2.
15. Лукьянова О. Л., Пасечник О. С. Роль игры в формировании воле-вых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное образование. Педагогические науки.–2019.-№6.–с. 43-47.
16. Лаврова Л. Н., Чеботарева И. В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО: Учеб–метод. Пособие.–2-е изд., испр-М.: ТЦ Сфера, 2019–128 с.
17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
18. Психолого-педагогические аспекты самопознания личности: учеб-но-методическое пособие/Пятницкая Е. В., Лученкова М. А., Карина О.В.–Саратов: Саратовский источник, 2020.–104 с.
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта « Специалист в области воспитания».
20. Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники)/сост. Е. В.Доценко.–Изд. 2-е, испр.–Волгоград: Учитель.–318 с.
21. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография /под ред. Л.В.Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014. – 204 с.
22. Реброва В. И. Развитие сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как способа воспроизведения социальных, общественных и трудо-вых функций взрослых посредством проектно-ориентированной деятельно-сти // Вестник Томского государственного педагогического университета.–2019.-№8 (205).
23. Рылеева А. С., Еманова С. В. Социально- личностное развитие и самоопределение дошкольников ( в схемах и таблицах)-2018.
24. Социальная педагогика: учебное пособие/авт.–сост. С. Г. Григорьева.– Казань: Казанский университет, 2018.– 97с.
25. Сушкова И. В., Малютина Е. Н. О технологии социально- личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях // Психология образования в поликультурном пространстве.-2016.-№35-с. 130-144.
26. Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М. И. Лисиной // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. №2.
27. Трубайчук Людмила Владимировна Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2015.
28. Уразова А.Р. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие /А.Р. Уразова. – Челябинск: «Искра-Профи», 2016 – 92 с.
29. Уразова А.Р. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста: автореф. дис. ..канд. пед. наук: 13.00.02 / Уразова Альбина Рамазановна. – Челябинск, 2016. – 164 с.
30. Ускова Светлана Анатольевна Сопровождение как базовая катего-рия современной педагогики: теоретическое обоснование // ЧиО. 2013. №2 (35).
31. Фортова Л. К. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие его эффективности // Перспективы науки.-2018.-№11.-с. 208-210.
32. Чумакова И. В., Свистунова Е. Г. Современные педагогические технологии как условие повышения качества дошкольного образования // Психология и педагогика ХХI века: теория, практика и перспективы.–2016.–с. 291-294.
33. Шавшаева Л. Ю., Ахмадулина Э. Р. Особенности игровой деятель-ности в старшем дошкольном возрасте // Современные научные исследова-ния и разработки.–2018.-№3.–с. 620-623.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к дошкольному образованию, а именно, к результатам освоения основной образовательной программы по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей дошкольного возраста. При реализации Общей образовательной программы должна проводиться общая и индивидуальная оценка развития дошкольника социальным педагогом по результатам социально педагогической диагностики. Основным приоритетным направлением социально педагогической деятельности, является оказание социально педагогической помощи детям, которая обусловлена воспитанием, образованием и успешной социализацией. Программа социально педагогической работы со старшими дошколь-никами позволит мне исследовать уровень социально-личностного развития детей, а именно: в социально-коммуникативной деятельности, игровой, по-знавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и насколько у ребенка развиты основные формы двигательной активности. В программе я рассмотрю диагностические методики Бабуновой Т.М., Градусовой Л.В., Степановой Н.А., Турченко В.И., Блощициной Т.С., Кузнецовой В.Г., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С., Лопатиной Е.Г. Программа содержит методические рекомендации, описание тестовых методик. Представленные диагностические методики позволяют проводить оценку динамики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.