Социальная драматургия для детей и юношества в истории русской литературы XX в.: герой, конфликт

Скачать дипломную работу, в которой исследуется социальная драматургия для детей и юношества в истории русской литературы XX в.: герой, конфликт
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
223 Кб
Количество страниц
86
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Драматургия для детей и юношества, несмотря на традиционно сложившееся ее периферийное положение по отношению к «взрослому» драматическому театру, заслуживает пристального научного исследования. Новые социокультурные реалии, изменение ценностно-смысловых ориентиров и сред воспитания, развитие высокотехнологичной среды обусловливают необходимость научной рецепции корпуса драматических произведений детско-юношеской тематики. Драма для детей и юношества определяется нами как переходная, конфликтная, драматургия «кризиса сознания», своеобразие которой заключается не только в возрастных, социальных характеристиках, но и в психологии драмы, обусловленной пограничным, промежуточным положением подростка между взрослым и детским мирами. Актуальность данного исследования заключается в том, что на современном этапе бытования отечественная драматургия подвергается значительным модификациям, сублимируя в себе как достижения предыдущих этапов развития отечественной драматургии, так и актуальные новаторские решения, сформировавшиеся на фоне особой культурной ситуации. Мироощущение героя, ставшего свидетелем крушения прежнего мира, распада привычных связей, ломки традиционных устоев, стало доминировать в многочисленных драматургических произведениях рассматриваемого периода.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3
Глава 1. Проблемы детства и юношества в социальном контексте отечественной драматургической классики: раскрытие образа героя и особенности конфликта           7
1.1. Генезис и становление русской драмы для детей и юношества                  7
1.2. Школьная драма в XX в.: доминантные тенденции развития и основные персоналии                                                                                                             13
Глава 2. Социальное направление в драматургии для детей и юношества: А.Н. Арбузов, В.С. Розов, В.Ф. Панова, А.В. Вампилов       21
2.1. Проблемы детства и юношества в пьесах А.Н. Арбузова и В.С. Розова
2.2. Трансформация и модификация личности героя в драматических произведениях В.Ф. Пановой и А.В. Вампилова
2.2. Драматические произведения В.Ф. Пановой и А.В. Вампилова как средство репрезентации детско-юношеской темы и становления героя      
Глава 3. Особенности изучения современной драматургии в среднем образовательном учреждении          40
3.2.Методические рекомендации по изучению драматических произведений в школе                      50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    59
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                    64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е., Москалева Е. Семейные сцены, комнатные драмы. «Молодая» драматургия второй половины 70-х годов. В кн.: Молодой Ленинград. Л., 1983.

2. Антонов 3. Традиционный сбор. Портрет драматурга Виктора Розова глазами его друзей // Театр, 1983. № 9.

3. Арбузов А.А. Драмы. М.: Советский писатель, 1983.

4. Арбузов А. Страницы нашей жизни //Литературная газета, 1978.

5. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и сред. пед. учеб. Заведений. М.: ACADEMIA: Высшая школа, 2000. С.471 

6. Асонова Е.А., Невская Д. Конференция «русская литература как событие» [Текст] // Детские чтения. – 2016. – №2 (10). С. 344-346

7. Ахметзянова Г. Прекрасное далеко // За линией: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 2008.

8. Багдасарян, О.Ю: Поствампиловская драматургия: поэтика атмосферы: Дис. канд. филол. Наук / О.Ю. Багдасарян. – Екатеринбург, 2006. 

9. Балаган // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. 2002. 

10. Балухатый. Проблемы драматургического анализа. Чехов. - Л.: «ACADEMIA», 1927.

11. Бегунов Ю.К. Ранняя русская драматургия (конец XVII первая половина XVIII в.) // История русской драматургии XVII - первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982.

12. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. / В.Г. Блинский – М.: изд. АН СССР, 1969.  

13. Беляева М.И. В спорах о драматургии /Из истории полемики 30-х гг/. -В кн.: Литература правды и мечты. – Кемерово, 1966.С. 73-68.

14. Бентли Э. Жизнь драмы/ Э. Бентли. – М., 1978. 

15. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века – начало XXI века) / О.В. Богданова. Спб, 2004. 

16. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Академ А, 2003. – 341с.

17. Богуславский А.О., Диев В.А. Путь русской советской драматургии. М.: Знание, 1959.

18. Болотов А.Т. Несчастные сироты: драма в 3-х-действиях. М.: Типография Московского университета, 178Г. 127 с.

19. Болотян И. «Новая драма» между жизнью и Интернетом/ И. Болотян // Современная драматургия. – 2008. № 1. С. 186-191. 

20. Болотян И. «Новая драма»: жизнь в текстах/ И. Болотян // Современная драматургия. – 2006. № 1. С. 158-170. 

21. Бугров Б.С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50 - х годов / Б.С. Бугров. М.: Советский писатель, 1987. С.366 

22. Бугров Б.С. Дух творчества. Об отечественной драматургии конца века/ Б. Бугров // Русская словесность. – 2000. № 2. С. 20-27.

23. Бугров, Б.С. Русская советская драматургия. 1960-1970-е годы / Б.С. Бугров. М.: Высшая школа, 1981. С.286 

24. Буряк Б. Художественный идеал и характер. М.: Советский писатель, 1971. С.183.

25. Бушканец, Л.E. Чехов как источник раздражения для современной драмы // Современная российская драма: Материалы Международной научной конференции. Казань, 2008. С. 19-32.

26. Валеев Д.Н. О драматическом конфликте. В сб.: Природа конфликта в современной советской драме. М.: 1974. С.97-99.

27. Вампилов A.B. Пьесы. М.: Эксмо, 2004.

28. Вампилов, А. Сборник произведений. В 2 т. / Предисл. В. Курбатова./ А. Вампилов – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987. 

29. Вислова, A.B. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX– XXI веков / А.В. Вислова. М., 2009. 

30. Вишневская И.Л. Трудовые будни в свете рампы. Пьесы и спектакли 70-х годов. М.: Искусство, 1982. С.158.

31. Владимиров, С. Действие в драме / С. Владимиров. – М.: Просвещение, 1972. С.127.

32. Владимиров. С. Действие в драме/ C. Владимиров. – М.: Просвещение, 1972. 

33. Володина М.Г. Драматургия В.С.Розова 1949-1964 годов. Ташкентский гос. пед. ин-т им. Низами.// Диссерт. канд. филол. наук, утв. в Ташк. гос. ун-те им. В.И.Ленина 18.IX.1969. С.292.

34. Глушкин О.Б. Болотовское начало // [Электронный ресурс]: Lib.ru: библиотека Максима Мошкова. 2009. URL: http://lit.lib.rU/g/glushkin_o_b/text_0040.shtml

35. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.В. Голубков. М.: Просвещение, 1995. С.647. 

36. Гончарова-Грабовская, С. Комедия в русской драматургии конца XX начала XXI века/ С. Гончарова-Грабовская. М., 2006. С.280. 

37. Гончарова-Грабовская, С.Я. Жанровая модель трагикомедии– в русской драматургии конца XX века // Драма и театр. III сб. науч. тр. Под ред. Н.И; Ищук-Фадеевой. – Тверь, 2002. 

38. Горбунова E.H. Вопросы теории реалистической драмы, /о единстве драматического действия и характера/. М.: Советский писатель, 1963. С.511.

39. Горбунова E.H. Характер современного героя и проблемы новаторства. -В сб.: О современнике и современности. -М.: Искусство, 1964. С.84.

40. Гребешок В.П. Панегирические произведения первой четверти XVIII века и их связь с петровскими преобразованиями // Панегирическая литература петровского времени: Исследования и тексты / Под ред. O.A. Державиной. М.: Наука, 1979.

41. Громова М.И. В поисках современной пьесы / М.И. Громова // Литература в школе. – 1996. № 3. С. 74-83. 

42. Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. М.: Флинта, 2009.

43. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе/ Г.А. Гуковский.  М., 1966.

44. Демин A.C. Эволюция московской школьной драматургии // Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII первая половина XVIII в.). М.: Наука, 1974.

45. Державина O.A., Демин A.C., Робинсон А.Н. Появление театра и драматургии в России XVII в. // Первые пьесы русского театра. Ранняя русская драматургия (XVII первая половина XVIII в.). М.: Наука, 1972.

46. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50 - 80-х гг. XX века. Волгоград: Перемена, 2001. С.239.

47. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения/ А.Б. Есин. – М., 1998. 

48. Ершова Л.В. Методика работы над драмой на уроках литературы / Из опыта работы // Новосибирск, 2008. С. 174.

49. Журчева, О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века/ О.В. Журчева. Самара, СПУ,2007. С. 418.

50. Журчева, О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века: Учебное пособие / О.В.Журчева. Самара, 2001. - 248 с.

51. Зайцева О.Н. Литературное образование в 5-6 классах / Методические рекомендации для учителя // О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. М., 1996. С .204.

52. Злобина, А. Драма драматургии / А. Злобина// Новый мир. – 1998.  № 3. С. 189-207. 

53. Зубков Ю.А. Герой и конфликт в драме: Статьи о современной драматургии. М.: Сов. писатель, 1975.

54. Ищук-Фадеева, Н. Святые и грешные. Драматургия и драма Александра Вампилова/ Н. Ищук-Фадеева// Литература. – Первое сентября. -2001. № 2. 

55. Капмановский Е.С. Познание быта // Мир советской драмы: сборник научных трудов. М., 1985.

56. Кисилев И. Конфликты и характеры, М.: Советский писатель, 1957. С.382.

57. Клавдиев Ю. Новое поколение – реальность или фикция? / Беседу ведут молодые корреспонденты О. Жиленко, К.Костина, М. Минина/ Ю. Калавдиев // Современная драматургия. – 2008. № 3. С.191. 

58. Коляда Н. «Полонез Огинского» [Электронный ресурс] // Пьесы для любимого театра. – URL: http://kolyada.ur.ru/category/books/piesy-dlya-lyubimogo-teatra/

59. Корст, Н.О. Анализ драматического произведения/ Н.О. Корст // Преподавание литературы в старших классах. М., 1964. 

60. Корст Н.О. Анализ драматического произведения/ Н.О. Корст // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. 

61. Красильникова Е.Г. Драматургия русского авангардизма (1960-1990 годы). Учебно-методическое пособие / Е.Г. Красильникова. Пенза, 1999. 

62. Крымова H. «Кабанчик» среди других // Советский театр. 1987. №4.

63. Кукулин И. Европейский театр 2000-х годов: Социальная критика и поэтика мистерии/ И. Кукулин // Новое литературное обозрение. – 2005. № 73 (3).С. 241-243.

64. Лаврентьев А.Н. Алексей Ган. М.: С.Э. Гордеев, 2010

65. Лазарева Е.Ю. Особенности художественного мира Н. Коляды в контексте исканий драматургии 1980-1990-х гг.: [Электронный ресурс]: автореф. дисс. // РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. С.151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35169601/ НЭБ www.elibrary.ru 

66. Липовецкий, М. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения М. Липовецкий// Новое литературное обозрение. – 2008. № 89. С. 192-200. 

67. Липовецкий М., Биргит Боймерс Перформанс насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы» / М. Липовецкий. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С.376. 

68. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл ./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2019. 

69. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов; под ред. А.Г. Кутузова. М.: Просвещение, 2012. 

70. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2019. 

71. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл./ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Просвещение, 2012. 

72. Луначарский A.B. Статьи о советской литературе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1971.

73. Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. М.: Детская литература, 1987. С.239.

74. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок (сказки, феерии, водевили, комедии, пьесы, сценки XIX -начала XX века). -Самара: Издательский дом «БАХРАМ».М.2003. С.320.

75. Маранцман, В.Г., Чирковская, Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей/ В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская. М.: Просвещение, 1977. – С.206.

76. Маташова Т.С. Методические предложения по изучению драматургии 70-80 годов в школе / Т.С. Маташова. М., 2007. С.183.

77. Мережинская, А. Ю. Русская драматургия «поколения 90-х»: картина мира, конфликт, герой/А.Ю. Мережинская // Библия и культура. – Черновцы: Изд. Чернівецький Націнольний Університет. 2010. С. 251-258. 

78. Методика преподавания литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез. М.: Просвещение, 1977. 

79. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 

80. Наумова, О. Театральный синкретизм в творчестве Евгения Гришковца/ О. Наумова // Современная драматургия. 2008. № 2.С. 207. 

81. Отургашева Н.В. -Концепция личности в современной советской драматургии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 1985. С.17.

82. Пименов В. Сформированный эпохой. Положительный герой в жизни и драме. Литер. Россия, 1983.

83. Поспелов Г.Н. Теория литературы. Учебник для филолог. специальностей университетов. М., 1978. С.351.

84. Премии И.П. Театр и драматургия начала XVIII века // История русской литературы: В 10 т. Т. III. Ч. 1: Литература XVIII века. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941.

85. Раек // Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия, 2000. URL: http://www.kmgosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/RAEK.html

86. Разова В.Д. Советская детская драматургия для детей. Учебное пособие. Л.: ЛГИК, 1978. С.80.

87. Радищева O.A. Герой жизни, герой пьесы и спектакля. М.: Знание, 1973.

88. Реутова Л.И. Стилевые поиски современной русской советской драмы /1960-е годы/. М.: 1973.

89. Розов B.C. В добрый час [Электронный ресурс]:// Либрусек: электронная библиотека. 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/386174/read

90. Розов B.C. В поисках радости [Электронный ресурс]: // ЛитМир: электронная библиотека. 2008. URL: http://www.litmir.net/br/?b=37549 

91. Розов, В. Искусство – это свет/ В. Розов // Советская культура. – 1989.

92. Розов B.C. Кабанчик // Совр. драматургия. 1987. №1.

93. Розов B.C. Традиционный сбор// Либрусек: электронная библиотека. 2009. URL: http://lib.rus.ec/a/10555

94. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. H. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. 

95. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителей/ Под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2010. 

96. Сафуанов, И. «Новая драма»: что нового? / И. Сафуанов // Современная драматургия. – 2009. № 1. С. 184.

97. Современная драматургия (конец XX – начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2011. C.180.

98. Соловьёва, А. Г. Научная рецепция современной русской драматургии: дискуссионные проблемы [Текст] / А. Г. Соловьёва // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.).Уфа: Лето, 2013.С. 7-9. 

99. Соловьева П.С. Свадьба Солнца и Весны // Газета «Дошкольное образование» Издательского дома «Первого сентября».2007. 

100. Театр. 1989. № 12 .С. 61.

101. Тюркин Б.В. Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра / Материал с уроков литературы. / Б.В. Тюркин М., 2009. C/201.

102. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя/ В.А. Чалмаев и др. М.: Просвещение, 2005. 

103. Хакимова, Д. Дискретность как характерная черта российской «новой драмы» / Д. Хакимова // Современная драматургия,2008. № 3.С. 139-143.

104. Холодов Е.Г. Проблемы теории советской драматургии и театра. М.: 1969. -39 е.-18071. Холодов Е.Г. Лицо театра. Статьи и рецензии разных лет. -М.: Искусство, 1979. C/327/

105. Шахматова, Т. Рождение конфликта из потока саморефлексии. Теория / Т. Шахматова// Современная драматургия, 2009. № 2. С. 215. 

106. Шевцова, Л.И. Методика преподавания литературы: учебно-методический комплекс для студентов филологического факультета / Л.И. Шевцова. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. С.135. 

107. Эдлис, Ю. Не теряйте надежды, маэстро/ Ю. Эдлис // Советская культура, 1990. 

108. Ярмолинская O.A. Театр детства, отрочества и юности. Статьи о театре для детей. М.: Всероссийское театральное общество, 1972.

Эмоционально-ценностная ориентация социальных пьес– пафос произведения, заключается, по В.С. Розову, в идее победы «добра, душевной красоты, человеческого, высоких идеалов над душевной грубостью, развязывающей руки всем порокам», то есть в основе единой социокультурной эмоции, общего жизненного настроения социальных пьес советских классиков лежит «душеспасительный свет творчества». Таким образом, рассмотрев два этапа развития драмы для подростков и юношества XX века – школьный период, социально-психологическое направление 1960–1970-x гг., была выявлена следующая эволюция подросткового героя и типа драматического конфликта: движение от пьес узкошкольной тематики с доминантным конфликтом коллектив/индивидуалистическое проявление характера героя-подростка с последующим разрешением конфликта в пользу моральных установок коллектива – до пьес более широкого проблемного звучания: герой-подросток социально-психологического направления, относительно персонажа школьных пьес обретает самостоятельность, выходя из-под контроля и влияния коллектива, не теряя при этом стремления к идеалу, духовно-нравственным, жизнестроительным ценностям, осознанию собственного места в жизни. Драматический конфликт при этом с исключительно внешнего – гегелевский тип конфликта (столкновение между коллективом и школьником) переходит к конфликту внутреннему (чеховский, ибсеновский): герой-подросток на пути к своему идеалу, борется, прежде всего, с самим собой, чтобы в финале, закалиться и вырасти изнутри, духовно, пройдя путь собственного становления. Также было установлено, что основными признаками подростковой драматургии XX века являются выполнение трех основополагающих функций: педагогической формирование и становление юного человека, его миропонимания и мировоззрения), познавательной, духовной.