Специфика речевого этикета в электронной коммуникации школьников - подростков (лингвистический и педагогический аспекты)
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных критериев культуры человека является именно речь. С помощью нее мы говорим о своих чувствах, тем самым показывая отношение к собеседнику. Обучаясь в школе, дети знакомятся с нормами устного и письменного языка, учатся применять свои знания в повседневном общении. Поэтому педагогу очень важно помочь детям понять нормы и требования устной и письменной речи, научить их правильно формулировать собственные мысли, грамотно использовать все разнообразие средств русского языка. Значительный прогресс в развитии информационных технологий существенно изменил жизнь подростков, являющихся активными пользователями виртуального пространства. В современном мире Интернет является для них незаменимым средством общения. Анализируя различную методическую и педагогическую литературу, наблюдая за учебным процессом в школе, приходим к выводу, что объем работы по культуре и развитию речи на уроках небольшой, носит фрагментарный характер. Способствуют закреплению знаний дополнительные уроки по развитию речи, факультативные занятия по русскому языку и литературе, но, к сожалению, они проходят не во всех школах. Вопросами речевого этикета занимались и занимаются многие современные лингвисты и методисты (А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, И.А. Стернин, В.Г. Костомаров, Т.А. Ладыженская, В.Е. Гольдин, Н.И. Формановская, О. Лукинова, Л. Сарычева, С. Карепина, М. Ильяхов). Их труды послужили основой данного исследования, т.к. в них показываются способы овладения элементами устного и письменного этикета, нормы общения, традиционно включаемые в систему работы по развитию культуры поведения школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ – ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие речевого этикета и его функции 6
1.2 Особенности устного и письменного этикета 10
1.3 Этикетные речевые формулы как особые единицы языка 15
1.4 Современное представление о письменном речевом этикете 19
1.5 Письменная коммуникация современных школьников 28
Выводы по первой главе 34
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА 36
2.1 Представление об этикетных нормах общения в школьных учебниках 36
2.2 Состояние владения речевым этикетом учащимися (на основе опроса) 46
2.2.1 Содержание онлайн-опроса 46
2.2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
2.2.3 Выводы о результатах онлайн - опроса 53
2.3 Система уроков по формированию письменного этикета школьников 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Айвазян О.О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: О. О. Айвазян//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 145–148.
Акишина А.А., Акишина Т.Е. Речевой этикет русского телефонного разговора. М.: Ленанд, 2019. 26 с.
Акишина А.А., И. Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого обращения. М.: Ленанд, 2019. 184 с.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. M.: Русский язык, 1983. 183 с.
Бакулин М. А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы [Электронный ресурс]// URL: http://mic.org.ru/ / phocadownload/12-bakulin.pdf (дата обращения 1.05.2022)
Безруких М.М. Обучение письму [Текст]: М.М. Безруких. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. 607 с.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. Т. 2. М.:1963. С. 210.
Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 448 с.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 380 с.
Вдовина Е.В. Поздравление и пожелание в речевом этикете: концептуальный и коммуникативный анализ. М.: 2007. 199 с.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: 1983. 251 с.
Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете. [Электронный ресурс]. URL: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/vinogradova.html (дата обращения – 29.03.2022)
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993. 172 с.
Винокурова О.С. К проблеме психологии письменной речи [Текст]: О.С. Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 67. С. 362–364.
Воспитание навыков культуры речи у школьников. М.: Просвещение, 1964. 111 с.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. Соч. В 6 т. М.:1984. Т.6. С.6–90.
Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов//Русский язык и его функционирование. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. С. 208–209.
Гнатышина Е.В. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования/Е.В. Гнатышина, А.О. Белоусов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2(39). С. 47–52.
Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.:1991.320 с.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: 1983. 109 с.
Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Норма, 2005.
Данилец А. Общение в чатах. Лекция. [Электронный ресурс]. URL: http://otrru.ru/Lekzii/ObshvChat.htm (дата обращения - 03.03.2022).
Дубровина И.В. Золотая книга этикета. М.: Вече, 2004. 398 с.
Е. В. Выскребенцева. Полная современная энциклопедия этикета. М.: Агенство Мультипресс, 2012. 70 с.
Жанры естественной письменной речи. Студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка / Н.Б. Лебедева и др. М.: Красанд, 2011. 258 c.
Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст]: Н.И. Жинкин. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. 352 c.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. М.: Наука, 1982. 156 с.
Захарова Е.О. Нерегламентированная пунктуация как признак рекламного текста. Томск, 2010. 176с.
Зеньковский Л. Психология детства. М.: 1996. 391 с.
Зубарева А.А. Формулы русского речевого этикета: социолингвистическое исследование. Пермь, 2007. 274 с.
Иванова А.Т. Речевой этикет и культура общения. М.: 1977. 5 с.
Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете [Электронный ресурс]. URL:https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016780&archive=1206184559&start_from=&ucat=& (дата обращения: 03.07.21)
Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл.монография / науч.ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 328 с.
Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова; под ред. Н.А. Ипполитовой. Москва: Проспект, 2006. 439 с.
Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты / Cаша Карепина. – 4 изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 248с.
Капанадзе Л.А. Голоса и Смыслы. Избранные работы по русскому языку. М.: 2005. 333 с.
Карабань Н.А. Этический аспект интернет-коммуникации / Н.А. Карабань // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 158–177.
Киселева С.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]: С.В. Киселева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Т. 8. 2007. № 34. С. 43–51.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: 2002. 316 с.
Костомаров В.Г. Русский речевой этикет // «Русский язык за рубежом». 1967. № 1. С. 56–62.
Кронгауз М.А. «Лытдыбр» от блогера или как интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка. [Электронный ресурс]. URL: https://nefte.livejournal.com/398410.html (дата обращения – 03.03.2022).
Кронгауз М.А. Новое в речевом этикете [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/urok (дата обращения: 03.07.21)
Крылова О.А. Русский речевой этикет приветствия. [Электронный ресурс]. URL: www.rus.1september.ru/2001/07/4.htm (дата обращения 13.05.2022)
Крысенко Т. В, Суханова Т. Е. Об обучении иностранных студентов русскому речевому этикету // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. 2011. № 1-2 (44). С. 119–123.
Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке конца XX века / Л.П. Крысин // Исследования по славянским языкам. 2000. № 5. С. 63–91.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. // Т.А. Ладыженская. М.: 1991. 239 с.
Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. –3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность //А.А. Леонтьев//М.: 1969. 216 с.
Лукинова О. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете / О. Лукинова. М.: Эксмо: Бомбора, 2020. 229 с.
Лысенко С.А. Взаимодействие устной и письменной формы существования языка в интернет-коммуникации: Дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2010. 24 с.
Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. 2000.№1. С. 34–40.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. М.: Дрофа, 2005. 202 с.
Максимова А.Л. 10 уроков русского речевого этикета / А.Л. Максимова. М.: Златоуст, 2006. 104 c.
Малюк А.А. Этика в сфере информационных технологий / А.А. Малюк, О.Ю. Полянская, И.Ю. Алексеева. М.: Горячая линия-Телеком, 2011. 344 с.
Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета. М.: Флинта-Наука, 2009. 584с.
Николаева Т.М. Письменная речь и специфика ее изучения // Вопросы языкознания. 1961. №3. С. 79–80.
Новые правила деловой переписки / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. М.: Альпина Паблишер, 2018. 256 с.
Пахомов В. М. О грамотности в Фейсбуке и влиянии политических свобод на запятые [Электронный ресурс]. URL: http://www.mn.ru/society_edu/20120710/322512539.html (дата обращения:16.01.2022)
Пахомова И.Н. Новые явления в русском речевом этикете. М.: 2008. 184 с.
Переписка 2.0. Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах / Саша Карепина. М.: СилаУма-Паблишер, 2019. 320 с.
Пиши, сокращай: как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. –2-е изд. М.: АП, 2017. 440 с.
Ратмайр Р. Функциональные и культурносопоставительные аспекты прагматических клише/ Ратмайр Р. // Вопросы языкознания, 1992. Гл. 1. С. 14–17.
Русский язык на грани нервного срыва. 3D / М. Кронгауз. Москва: АСТ: Corpus, 2014. 479 c.
Самоучитель Олбанского [Текст] / Максим Кронгауз. М.: Изд-во АСТ, 2013. 412 с.
Сиротинина О.Б. Система функциональных стилей современного русского языка // Функциональные стили и формы речи / Под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 1993. С. 3–10.
Современная русская устная научная речь: [В 4 т.] / Под общ. ред. О.А. Лаптевой. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. 333 с.
Сретенская Л.В. Устная и письменная формы речи // Русский язык и культура речи. М.: Гардарики, 2005. С. 59.
Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996. 73с.
Структура и функции сочинительной связи в русском языке / И.Н. Кручинина; Отв. ред. И.И. Ковтунова; АН СССР, Ин-т рус. яз. М: Наука, 1988. 209 с.
Сухоруких А.В. Аксиология гуманистической педагогики в условиях модернизации и цифровизации образования / А.В. Сухоруких // ШМОТНБТЖА: Философия. Социология. Право. 2019. № 44(1). С. 19–28.
Усачева О.Ю. Лингвокультура языковой личности в интернет-коммуникации // Государственная служба. 2005. №5. С. 97–102.
Федосов В.А. Обучение речевому этикету на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2015. № 12. С. 51–54.
Формановская И.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М.: Знание, 1989. 160 с.
Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: 1999. 291 с.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: 1989. 159с.
Цит. по: Вахек Й. К проблеме письменного языка // Пражский лингвистический кружок. М.:1967. С. 524.
Ширяев Е.Н. Культура речи // Русский язык: Энцикл. / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1997. 205 с.
СЛОВАРИ
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. Кемерово. 2007. 676 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. 940 с.
ИСТОЧНИКИ
Развитие речи. Школьная риторика: [В 2 ч. / Т.А. Ладыженская и др.]; Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. М.: Дрофа, 1997. 240 с.
Русский родной язык. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций [О. М. Александрова и др.]. –3-е изд. М.: Просвещение, 2019. 176с.
Русский родной язык. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. –3-е изд. М.: Просвещение, 2019. 176 с.
Русский язык. 5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. В 3 ч. С.И. Львова, В.В. Львов. 9-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2012. 434с.
Русский язык. 5 класс: Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др; науч.ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2012. 313с.
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / [А.Д. Шмелёв и др.]; под ред. А.Д. Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2014. 615 с.
Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч / С.И. Львова, В.В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. 467 с.
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / [А.Д. Шмелёв и др.]; под ред. А.Д. Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2019. 575 с.
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. орагнизаций. В 2 ч / [М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2015. 366с.
Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [М.Т. Баранов и др]. –3-е изд. М: Просвещение, 2013. 470с.
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – 8-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2012. 487 с.
Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук, Е.Я. Шмелева; под ред. А.Д. Шмелева. М.: Вентана- Граф, 2016. 400с.
Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский]. –8-е изд. М.: Просвещение, 2011. 247с.
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – 8-е изд., перераб. Мнемозина, 2012. 484с.
Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [Л.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Г.И. Кустова и др.; под ред. А.Д. Шмелёва. – 2-е изд., стереотип. М.: Вентана-Граф, 2019. 361с.
Русский язык. Русская речь. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. –19 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. М.: 2020. 9 с.
Школьная риторика. 5 класс. Ч.1 / Т.А. Ладыженская и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Ювента: Баласс, 2014. 170 с.
Актуальность обучения школьников правилам и нормам письменного общения в электронной коммуникации необходимы, что показывают результаты опроса. Осознанное применение правил письменного этикета в электронной коммуникации поможет школьникам эффективному общению, а также соблюдению пунктуационных и орфографических норм. Опираясь на результаты, были выбраны основные темы по изучению письменного этикета. Это цифровой этикет делового общения по электронной почте, цифровой этикет неформального общения в мессенджерах. Стоит отметить, что эксперимент был ориентирован на школьников, однако данная система уроков может быть использована для факультативных занятий с учащимися старших классов. Мы предлагаем данные уроки для учеников 9-х и 10-х классов, так как в это время школьники изучают язык на уровне повторения и новые знания о правилах формального и неформального общения в Интернете поспособствуют большему интересу к изучению письменного этикета. Работу с обучением письменного этикета в электронной коммуникации стоит начать с того, что важно уметь отличать формальное и неформальное общение, понимать их существенные отличия.