Развитие скоростно-силовых способностей подростков во внеурочной деятельности по футболу
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день футбол является одним из самых популярных видов спорта в мире. В него играют люди различного возраста и различного уровня физической подготовленности. Однако этот спорт требует от лиц, занимающихся им профессионально, высокого уровня развития физических способностей, среди которых важное место занимают скоростно-силовые способности.
Развитие скоростно-силовых способностей связано с необходимостью игроков выполнять движения с мячом и без мяча в очень короткие отрезки времени. Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как легкоатлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара головой в падении, - вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ………………………………………………………………..…6
1.1 Понятие скоростно-силовых способностей…………………………..……..6
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности по футболу …........14
1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей на занятиях по футболу………………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СКРОРСТНО – СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ПО ФУТБОЛУ ……………………………………………….28
2.1 Описание опыта применения методики развития скоростно-силовых способностей подростков во внеурочной деятельности по футболу…………..28
2.2 Анализ результатов по развитию скоростно-силовых способностей подростков во внеурочной деятельности по футболу …………..……………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев С.Н. Развитие физических качеств юных футболистов/ С.Н Андреев В.А. Гершин, - М. : ТиПФК, №4, 2014, с.46
2. Апальков А. В., Горбатенко А. В., Торопов В. А. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. №2. с. 33-36.
3. Апухтин Б. Т. Техника футбола / Б. Т. Апухтин. - 2-е изд., испр. и доп.- М. : Изд-во «Физкультура и спорт», 2007 - 157 с.
4. Бесков К. И. Игра нападающих / К. И. Бесков. - 2-е изд. - М. : Изд-во «Физкультура и спорт», 2013. - 107 с.
5. Варюшин В.В. Комплексная оценка выносливости футболистов 16-18 лет / В.В. Варюшин Р.Ю. Лопачев, - М. : Теория и практика футбола. -2015. - №3. - С. 21-22.
6. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовке в спорте., Ю. В. Верхошанский. - М. , 2005. – 264 с.
7. Власов К.Н.Экспериментальные исследования методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего возраста :автореф. дис. к. п. н. К.Н. Власов, - М., 2009, - 18 с.
8. Волков В. М. Удар – сила удара / В. М. Волков. - М. :Изд-во «Физкультура и спорт», 2016. – 99 с.
9. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М.Волков. -М. : Изд-во «Физкультура и спорт», 2014. - 221 с.
10. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик - М.:Изд-во «Терра-спорт», 2006. - 272 с.
11. Голомазов С.Р. Футбол, Проблема адаптации техники :методическое пособие. Выпуск15. Голомазов Б.А. Чирва, - М. : РГАФК, 2012. – 31с.
12. Голомазов С. Опыт подготовки команды футболистов16-17 лет/ С. Голомазов, Г. Мотлох, Б. Чирва //Теория и практика футбола. -2011. - №4. - С.6.
13. Драндров Г.Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13 - 16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы: автореф. дис. к. п. н. Г.Л. Дранов, - М. ,2015, - 23 с.
14. Зимкин Н.В.Физиологическая характеристика силы и быстроты, выносливости / Н. В. Зимкин. - М.: ФИС, 2013. - 205 с.
15. Золотарев А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2014. – 22 с.
16. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В. В. Кузнецов. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 208 с.
17. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация здоровье / Л.М. Куликов. - М. : ФОН, 2018. – 395 с.
18. Маркосян А. А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / А. А. Маркосян. – М. :Медицина, 2012. - 322 с.
19. Матвеев Л. П. Общая теория спорта/ Л.П. Матвеев. – М.: Издательский центр «Академия»,2008.
20. Панин И.Н. Русский футбол: учебно-методическое пособие/ И.Н. Панин. – М. : Изд - во «Советский спорт», 2005. – 108 с, ил.
21. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте /В. Н.Платонов. – Киев: Олимпийская литература,2007. - 583 с.
22. Современная система спортивной подготовки/Под. ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. – М. : Изд. СААМ, 2006.
23. Сучилин А. А. Вопросы отбора и комплектование сборных юношеских команд по футболу / А.А. Сучилин, - М. : ВГИФК, 2005, 30 с.
24. Ушаков А.Г. Динамика общей выносливости у юных футболистов в годичном цикле тренировки/ А.Г. Ушаков Ю.В. Ермолов. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск: Изд-во Сиб-ГУФК, 2015. – с. 112-113.
25. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин - М.: ФИС, 2013, 232 с.
26. Филин В. П. Нормирование тренировочных нагрузок/ В. П. Филин, - М.:ФИС, 2016, - 194с.
27. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.зав. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
28. Шамардин А. И. Совершенствование скоростно-силовых способностей футболистов (плиометрическая тренировка): Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ФГОУВПО "ВГАФК", 2008. - 47с.
Для выполнения задач, поставленных в работе, были организованы две группы – экспериментальная и контрольная из 10 испытуемых каждая. Внеурочные занятия, как в экспериментальной, так и в контрольной группе проводились 4 раза в неделю, после учебных занятий, длительностью 120 минут, по программе «Дополнительная общеразвивающая программа по футболу» тренера по футболу Лукьяненко А.А. Тренировочные занятия по футболу проводились нами под руководством тренера по футболу в рамках внеурочной программы для контрольной группы и по специально разработанному комплексу занятий для экспериментальной. Упражнения и их комплексы включались в основную часть тренировочного занятия. В течение учебного года тестирование скоростно-силовой подготовленности занимающихся проводилось дважды. Оно проводилось в одних и тех же условиях после предварительной разминки. Результаты фиксировались и были обработаны методом математической статистики. Педагогическое тестирование проводилось дважды в период учебной практики в течение учебного 2021 – 2022года. Контрольные упражнения (тесты) применялись в соответствии с учебной программой для учащихся спортивной школы.