Образ природы в произведениях И.С Тургенева
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика дипломной работы. Начало ХХІ века – это время испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Мы не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам русской литературы. Они формируют в нашем сознании любовь и уважение к родной природе. Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы. Одним из лучших пейзажистов мировой литературы, по правду считается Иван Сергеевич Тургенев. Природа в описании Тургенева очень красочно, автор представляет ее настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело… лоснилось по тихим дыханием теплого ветерка [1, 231]». Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразно. Поэтому, дипломная работа стремится дать глубокое определение данному направлению. Актуальность дипломной работы. Актуальность дипломной работы заключается не только в том, чтобы показать мастерство писателя, но и в том, чтобы прокомментировать что такое «образ», «пейзаж» и «портрет». Тургенев понимал природу, преклонялся перед ее величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, ее могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об ее безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………...……………….……..……………………………...…………...3
1 РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА
1.1 Значения пейзажа в романах И.С. Тургенева…...………………..…...…....7-13
1.2 Пейзажные зарисовки в повестах писателя……………………........…...14-27
2 И.С. ТУРГЕНЕВ – КАК МАСТЕР ПЕЙЗАЖА
2.1 Природа и герой в рассказах писателей…………….……..……………..28-43
2.2 Природа в системе образов произведений писателя…..………..……...44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………….........………………….………….52-53
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…………………………………………54-57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аднан Салим «Тургенев-художник,мыслитель». – М., 1983.
2. Арустамова А.А., Швалёва К.В. Архетип потерянного рая в повести И.С. Тургенева «Фауст»//Проблемы межкультурной коммуникации. Межвузовский сб. научн. трудов – Пермь, 1999.
3. Безъязычный В.И. Тургенев в Калужском крае. – Калуга: «Знамя», 1961.
4. Белинский, Письма, т.II, 1914, стр.360.
5. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л., 1990. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. – М., 1974.
6. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
7. Голубков В. В. Художественное мастерство Тургенева. – Москва, 1960.
8. Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев (Личность и творчество)». – М., 1972.
9. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. – Тула, 2000. – Вып. 6.
10. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. – Петрозаводск, 1974.
11. Зельдхейи-Деак Ж. «Таинственные повести» Тургенева и русская литература XIX в. – Studia Slavika, Budapest, 1973, t. 19.
12. Измайлов Н. В. // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973.
13. Ильина В.В. Принципы фольклоризма в поэтике И.С. Тургенева. Дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2000.
14. Кpопоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. С английского. Перевод В. Батуринского под редакцией автора. СПб., 1987.
15. Краснокутский В.С. О некоторых символических мотивах в творчестве И.С. Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX – н. XX века. – Л., 1985.
16. Кузьмичёв И.К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. – Н. Новгород, 1999.
17. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М.,1967.
18. Левинтон Г.А. Легенды и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. – В. 2 т. – М., 2000. Т. 2.
19. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.
20. Микушевич В.Б. Струпа в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. – Вып. 1. – М., 2004.
21. Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». – Л., 1972.
22. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. Соч.:в 12 томах. – М.,1978.
23. Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. – СПб., 1985.
24. Николаев П.А. История русского литературоведения: Уч. пос. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин; Под ред. П.А. Николаева. – М., 1980.
25. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. – М. 1973.
26. Озеров. Л. «Тургенев И.С.Стихотворения в прозе». – М., 1967.
27. Островская. Воспоминания о Тургеневе. «Тургеневский сборник», изд. «Огни», 1915.
28. Осьмакова Л. Н. // Науч. доклады высш. шк. Филолог. науки. 1984. №1.
29. Осьмакова Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей И.С. Тургенева//И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.
30. Письма И.С.Тургенева к Людвигу Пичу, М. - Л., 1964.
31. Письма И.С.Тургенева к Паулине Виардо, М., 1900.
32. Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И.С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 – 1870-х годов // Русская литература 1870-1890-х годов.– Свердловск, 1980.
33. Пумпянский Л.В. Группа «таинственных повестей» // И.С. Тургенев. Сочинения. – Т. VIII. – М. – Л., 1989.
34. Русская повесть XIX века (история и проблематика жанра). – Л.,1973.
35. Смирнов В.А. Семантика образа «небесной девы» в повести Тургенева «Призраки» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
36. Созина Е.К. Архетипические основания поэтической мифологии И.С. Тургенева (на материале творчества 1830 – 1860-х годов) // Архетипические структуры художественного сознания. – Сб. статей. – Екатеринбург, 1999.
37. Стасюлевич М. и его современники в их переписке, в 5-ти томах, 3т.,СПб, переиздание.- 1963.
38. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.63, Гослитиздат, 1974.
39. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М., 1995.
40. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 7. - М.-Л., «Наука», 1964.
41. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. – М., 1987.
42. Фишер В.М. Повесть и роман у Тургенева. – В сб.: Творчество Тургенева / Под ред. И.П. Розанова и Ю.М. Соколова. – М., 1960.
43. Фишер В.М. Таинственное у Тургенева//Венок Тургеневу. Сб. статей. – Одесса, 1989.
44. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20 – 40-х гг. XIX века. – М., 2000.
45. Шаталов С.И. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева». – М., 1969.
46. Щеблыкин И. П. История русской литературы 11-19 вв. «Высшая школа». – Москва, 1985.
47. Юдин Ю.И. Фольклорно-этнографические истоки сюжета повести И.С. Тургенева «После смерти» // Литература и фольклорная традиция. – Волгоград, 1993.
________________________________________
[1] Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. – М. 1973, – С. 98.
[2] Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, – С. 481.
[3] Тургенев И.С. Письма. Т. 2. – С. 148.
[4] Там же. – С. 109.
[5] Тургенев И.С. Письма. Т. 2. – С.173-174.
[6] В. И. Безъязычный. Тургенев в Калужском крае. - «Знамя», Калуга, 1961. – С. 41.
[7] И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 7. - М.-Л., «Наука», 1964. – С. 51.
[8] Кpопоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. С английского. Перевод В. Батуринского под редакцией автора. СПб., 1987. – С. 333.
[9]Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 5. - М.-Л., «Наука», 1964. – С. 415-416.
[10] Там же. Т. 7. – С. 206-207
[11] Письма И.С.Тургенева к Паулине Виардо, М., 1900. – С.129.
[12]Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 7. - М.-Л., «Наука», 1964. –С. 201.
[13] Письма И.С.Тургенева к Паулине Виардо, М., 1900. – С.129.
[14]Письма И.С.Тургенева к Людвигу Пичу, М. - Л., 1964. –С.189.
[15]Толстой Л.Н.Полное собрание сочинений. Т.63, Гослитиздат, 1974. – С.150.
[16] Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 7. - М.-Л., «Наука», 1964. – С. 415.
[17]Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 12. – С. 322.
[18]Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 63. – М.,1974. – С. 150.
[19] Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 7. – С. 220.
[20]Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. Соч.:в 12 томах. – М.,1978. – Т.7. – С.33.
[21] Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М.,1967. – С. 230.
[22]Русская повесть XIX века (история и проблематика жанра). – Л.,1973. – С. 426.
[23] Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 7. – С. 220
[24] Там же. – С. 221.
[25] Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 1. – С. 540
[26] Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 7. – С. 114.
[27] Там же. – С. 117.
[28] Там же. – С.117-118.
[29] Там же. – С. 119.
[30] Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 7. – С. 224.
[31] Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. – М.,1981. Т. 7. – С. 226.
[32] В.Г. Белинский. Письма, т.2, 1964. – С.360.
Тургенев изображает природу чаще в момент ее пробуждения, расцвета и зрелости, чем увядания. Картины дождливого, сырого осеннего и холодного зимнего пейзажа очень редки в его произведениях. Конечно, выбор пейзажных зарисовок определяется содержанием сюжетных ситуаций, но любовное внимание писателя к облику весенней и летней природы связано как-то с его пониманием жизни, радостным ощущением бытия, восторженным прославлением красоты мира. Но вместе с тем эмоциональность в произведениях И.А. Тургенева является очень сложной по своему составу. Тургенев, будучи поэтом светлого, радостного чувства первый идеальной любви, которая ставит избранников в конфликтное отношение с трезвой, прозаической жизнью дворянской среды показывает, что это чувство редко осуществляется, чаще сменяется разочарованием, эмоциями позднего сожаления и раскаяния. Это сложное сцепление разнородных эмоций передается также и с помощью меняющего свои очертания пейзажа, связанные с поворотными, вершинными моментами душевной истории главных персонажей, пейзажные картины становятся эмоциональным лейтмотивом произведения Г.Б.Курляндская пишет: «Каждый раз, получая новые краски и новую выразительность, пейзаж сохраняет свое идейное и композиционное значение параллели и характеристики [29, 81]». В главе романа «Рудин» пейзаж играет роль лирической параллели настроения героини романа. При этом картина летнего, жаркого, светлого, лучезарного дня описывается в аспекте внутреннего соответствия Катерины с тревожным ожиданием скорого счастья: «День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на передавшие дождики. По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнце, низкие, дымчатые тучи, и по временам роняли на поля сильные потоки внезапного и мгновенного ливня. Птицы не переставали петь, и отрадно было слушать их болтливые щебетанье при свежем гуле и ропоте пробегавшего дождя. Но вот туча прнеслась, запорхал ветерок, изумрудом и золотом начала переливать ирава…