Жанр авторская колонка в культурно-просветительском СМИ (на примере «Литературной газеты»)

Скачать курсовую работу, в которой исследуется жанр авторская колонка в культурно-просветительском СМИ (на примере «Литературной газеты»)
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.11.2023
Объем файла
91 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Подходы к образованию жанров в журналистике в период ее активного развития неоднократно подвергались изменениям. С одной стороны, можно увидеть тенденцию к его усложнению, и, соответственно, к усложнению жанровой структуры. С другой – к упрощению системы журналистских жанров. Для решения конкретной задачи журналист достаточно часто пользуется элементами практически всех известных ему жанров. Происходит так называемая «гибридизация», рождаются относительно устойчивые «гибридные» формы. В связи с этим, на сегодняшний день еще не выработано единое определение того, что же такое «авторская колонка»: мнения в этом вопросе расходятся. 

В своей работе я попыталась вывести наиболее полное определение данного жанра, поскольку авторская колонка (а вместе с ней и блоги) все активнее развивается, привлекая большое количество читателей: этим обусловлена актуальность темы исследования. 

Целью данной работы является выявление и изучение особенностей авторской колонки на примере опубликованных текстов в «Литературной газете» в течение 3 месяцев (с 1 января по 1 мая 2022 года). 

Для достижения этой цели было необходимо выполнить следующие задачи:

 рассмотреть жанровое разнообразие в СМИ;

 вывести наиболее объективное определение для термина «авторская колонка»;

 выявить особенности текстов в издании «Литературная газета» в жанре авторская колонка,

 провести контент-анализ, проанализировав наиболее часто употребляемые средства художественной выразительности, которые используются в текстах «Литературной газеты».

 сделать выводы на основе полученных данных. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СМИ. 6

1.1. Группы жанров в СМИ, их виды и отличительные черты. 6

1.2 Художественно-публицистические жанры: определения, функции, виды, особенности. 9

1.3 Авторская колонка как жанр массмедиа, ее история и особенности. 11

2. АВТОРСКАЯ КОЛОНКА КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА». 17

2.1 Типологический анализ издания «Литературная газета». 17

2.2. Контент-анализ содержания авторской колонки в «Литературной газете» 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллина М.Р., Гончаренко М.В., Кармалова Е.Ю., Кривоносов А.Д. Теория и практика массмедиа : учебное пособие / А.Д. Кривоносов. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 52 с.

2. Василенко, М.К. Динамика развития информационных и аналитических жанров в украинской прессе: Монография / М. К. Василенко. - Киев: Издательство КНУ имени Т. Г. Шевченко, 2009. - 236 с.

3. Власов, В. И. Газетные жанры / В. И. Власов. - М.: Аспект пресс, 1971. - 194 с.

4. Горбунов, А. П. Образные средства языка газеты / А. П. Горбунов. - М. : Издательство МГУ,1969. - 64 с.

5. Горбунов, А. П. Язык и стиль газеты / А. П. Горбунов. - М. : Издательство МГУ, 1974. - 125 с.

6. Горохов, В. М. Закономерности журналистского творчества / В. М. Горохов. - М. : Издательство МГУ, 2011, 180 с.

7. Горохов, В. М. Слагаемые мастерства (особенности журналистского творчества) / В. М. Горохов. - М.: Издательство МГУ,1982. - 340 с.

8. Грехов, А. В. Опыт количественного анализа массовых информационных источников: Монография / А. В. Грехов. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2009. - 192 с.

9. Ипполитова, Н. Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике: Учебное пособие / Н. Б. Ипполитова. - Саранск. : Издательство Мордовского университета, 2008. - 75 с.

10. Тимченко, И. С. Авторская колонка в современных СМИ : учеб.-метод. пособие / И. С. Тимченко ; С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., каф. междунар. журн. — СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. — 172 с.

11. Официальный сайт «Литературной газеты» [Электронный ресурс] // https://lgz.ru/index.php 

Таким образом, текст «Герои деградации» Татьяны Воеводиной полностью подходит под жанр авторской колонки под видом колонка-мнение по вышеперечисленным признакам. Следующей колонкой для анализа была взята «Разрядка или зарядка?» под авторством Крашенинниковой Вероники, написанная 26 января 2022 года в тематике «Политика». В данном тексте главной дискуссией для обсуждения являются напряженные отношения России и США и их спора о размещении вооружения вокруг территории нашей станы. Анализируемый материал из-за наличия в нем большого количества сложных терминов на тему внешней политик, цитат вовлеченных в процесс переговоров людей можно спутать с информационным жанром. Колонка Крашенинниковой довольно скупа на «острые» высказывания в отличии от предыдущего текста Воеводиной. Тем не менее стоит отметить, что мнение Вероники все же прослеживается. Она считает действия российского правительства правильными, поскольку отстаивают безопасность и суверенитет страны.

Были выявлены следующие признаки авторской колонки:

 Злободневная тема (дискуссия о размещении вооружения США вокруг территории России и спецоперация на Украине);

 Ярко выраженное авторское «Я» по данному информационному поводу (Вероника Крашенинникова согласна с позицией российской делегации и утверждает, что иного исхода в этих переговорах быть не могло);

 Наличие такого приема как ирония («Взбодрить честной народ? Взбодрили»);

 Тексты автора появляются в рубрике «Колумнисты» 2–3 раза в месяц;

 Диалогизация текста (риторические вопросы).

Резюмируя, можно сказать, что текст Вероники Крашенинниковой, является авторской колонкой вида: политическая колонка. Она отличается более «сухой» формой изложения, но не теряет при этом публицистической подоплеки в виде авторского «Я» и присущих жанру средств художественной выразительности.