Управление качеством в США
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросам управления качеством уделяется все большее внимание. Это вызвано тем, что качество продукции и услуг играет определяющую роль в общественном прогрессе. Без достижения должного уровня качества невозможно развитие образования, науки, техники, производства. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Качество отражает устойчивые взаимоотношения составных элементов объекта, которые характеризуют его специфику. Именно благодаря качеству объект существует и воспринимается как нечто, отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с национальными и экономическими особенностями различных стран формировались и специфические подходы к управлению качеством. Наибольшую известность получили американская (TQC - комплексное управление качеством) и японская (CWQC - управление качеством в рамках фирмы) концепции.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В США 5
1.1 Основные категории управления качеством продукции 5
1.2 Американская школа управления качеством 6
1.3 Управление качеством на современном этапе 10
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В США 14
2.1 Основные мероприятия в США для улучшения качества продукции 14
2. 2 Основные принципы управления качеством в США 16
2. 3 Программа контроля и анализа качества в США 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарук, А.М. Автоматизированные системы управления качеством в технологических процессах / А.М. Бондарук, С.С. Гоц. - М.: Уфа: Монография, 2017. - 144 c.
2. Бурчакова М.А. Курс лекций: Управление качеством / М.А.Бурчакова, М.Ф.Мизинцева. - М.: Изд-во РУДН, 2015. - 200 с.
3. Гиссин В. И. Управление качеством продукции: Учеб. пос — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
4. Герасимова, Е. Б. Управление качеством / Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 256 c.
5. Гуторова И.А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: Учебно-прак¬тическое пособие. — М.: ПРИОР, 2013.Ильенкова С. Д. Управление качеством. — М.: Банки и биржи, 2018.
6. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации иметрологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2017. – c.47-51.
7. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / В.В.Окрепилов.- 2-е изд. - М.: Изд-во «Экономика», 2018. - 639 с.
8. Розова Н. К. Управление качеством. — СПб: Питер, 2017. – c.207
9. Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие / Ю.К.Прохоров. – СПб: СПбГУИТМО, 2017. – 144 с.
10. Менеджмент систем качества. Учеб. пос./М. Г. Круглое, С.К.Сергеев и др. — М.: ИПК изд. стандартов, 2014.-c. 108-111.
11. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2017.-c. 309-312.
12. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- c.78-82.
13. Новицкий Н. И., Олексюк В.Н. Управление качествомn продукции: Учеб. пос.— Минск.: Новое знание, 2014.- c. 180-187.
14. Сиро Практическое руководство по управления качеством / Сиро, Саката. - М.: Машиностроение, 2018. - 215 c.
15. Терещенко, В. И. Организация и управление. Опыт США / В.И. Терещенко. - М.: Экономика, 2014. - 301 c.
16. Управление качеством / Е. И. Семенова, В. Д. Коротнев, Л. Н. Пошатаев и др; Под ред. Е. И. Семеновой. — М.: КолосС, 2015. – c. 207.
17. Федоров, В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
18. Харрингтон Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Л. А. Конарева. - М.: Экономика. 2018. - 272 с.
19. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. Новое американское тотальное управление качеством/ 2017. – c.115-120.
20. Шишкин, И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством / И.Ф. Шишкин. - М.: Стандартов, 2019. - 342 c.
На пищевых предприятиях развитых стран мира сегодня активно внедряется программа «Анализ рисков и критические точки управления» (Hazard Analysis and Critical Control Points— HACCP), разработанная в США. Первоначально система НАССР применялась в космической индустрии США: с ее помощью контролировали качество и безопасность продуктов питания для космонавтов. В середине 80-х годов американская Академия наук предложила использовать эту программу для потребителей продуктов питания. Окончательный вариант был разработан в 1996 г. и одобрен президентом. В настоящее время идет пересмотр этой системы в направлении достижения большей гибкости для более широкого применения ее на малых предприятиях. Сущность программы состоит в том, что выявляются «критические точки» технологического процесса, в которых возможно проконтролировать и предотвратить производство опасной продукции, определяются все возможные риски производства такой продукции и разрабатывается схема управления безопасным производством. Программа в общем виде содержит 7 этапов контроля и анализа. Анализ рисков — выявление возможной опасности, которая может иметь место при изготовлении продукции: микробиологической, химической, физической (травмоопасность), а также излучения. Под «анализом рисков» понимают экспертную вероятность возникновения опасности и сравнение ее с некоторым минимальным уровнем риска, начиная с которого опасность подлежит учету.