Образы флоры и фауны в художественной структуре цикла И.С. Тургенева Записки охотника
ВВЕДЕНИЕ
И.С. Тургенев, классик русской литературы 19 века, художник-реалист, великолепный стилист и мастер психологического анализа, создал произведения, которые сыграли существенную роль в развитии русской литературе. Многие литературоведы обращались в своих исследованиях к творчеству Тургенева, однако до сих пор некоторые аспекты его творческой личности не раскрыты до конца.
Цикл «Записки охотника» (1847—1852) — первое из крупных прозаических произведений Тургенева. В нем писатель сделал своими главными героями не представителей «культурного слоя» России, а русское крестьянство, к изображению которого, по словам В.Г. Белинского, подошел «с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил».
Поставив перед собой задачу показать в русском крестьянине его человеческую сущность, духовную значительность, богатство индивидуальности, Тургенев должен был разработать и адекватные художественные способы, и приемы ее решения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-7
ГЛАВА 1. Мир природы в художественном произведении в литературоведческих концепциях
1.1. Понятие «пейзажа» в литературоведении, его типы и разновидности…8-14
1.2. Функции пейзажа в литературном произведении………………………14-19
ГЛАВА 2. Мир природы в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
2.1. Взаимодействие природного и человеческого начал в художественной философии И.С. Тургенева…………………………………………………20-29
2.2. Образы флоры в «Записках охотника»: способы репрезентации, сюжетные функции, философское наполнение, символические подтексты ………………………………………………………………………………29-41
2.3. Образы фауны в «Записках охотника»: способы репрезентации, сюжетные функции, философское наполнение, символические подтексты……...…41-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………60-62
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………63-68
ПРИЛОЖЕНИЕ. Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Своеобразие образной системы рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»…………………………………………………………………………69-77
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев, М.П. Мировое значение «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей / под ред. С.М. Петрова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 578 с.
2. Бабореко, А.К. Записки охотника / А.К. Бабореко // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей / под ред. С.М. Петрова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 578 с.
3. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 407 с.
4. Белецкий, А.И. Изображение живой и мертвой природы // Белецкий А.И. В мастерского художника слова. – М.: Высшая школа, 1989. – 157 с.
5. Беляева, И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева / И.А. Беляева. – М.: МГПУ, 2005. – 250 с.
6. Бялый, Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову / Г.А. Бялый. – СПб.: Советский писатель, 1990. – 638 с
7. Валагин, А.П. И.С.Тургенев. «Записки охотника». Опыт анализирующего чтения / А.П. Валагин // Литература в школе. – 1992. – № 3–4.
8. Галанов, Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь / Б.Е. Галанов. – М: Советский писатель, 1974. – 343 с.
9. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе [Текст] / Л.Я. Гинсбург. – Л.: Наука, 1971. – 112 с.
10. Голубков, В.В. Идейно-художественное единство «Записок охотника» / В.В. Голубков // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей / под ред. С.М. Петрова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 578 с.
11. Гостева, Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XX1 вв.: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2007.
12. Гринфельд-Зингурс, Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина / Т.Я Гринфельд-Зингурс. – Саратов, 1989. – 194 с.
13. Громов, В.А. У истоков «Записок охотника» / В.А. Громов //
Общность всего живого в переживании невыносимого летнего зноя передана в «Певцах» с удивительной силой убеждения.
Последний рассказ цикла «Лес и степь» вместе с эпиграфом (отрывком из его собственной неизданной поэмы)— это грустная, возвышенно-трогательная мелодия, пронизывающая в каком-то смысле и весь цикл. Цикл построен как монолог опытного охотника. Охотника зовут Петр Петрович, о чем читатель узнает из рассказа «Живые мощи». Он обладает способностью к наблюдению за жизнью людей и природы, умеет восхищаться ее красотой «Лес и степь» – рассказ с открытой концовкой: «странный охотник» продолжает «путешествовать» по миру природы, а значит, возможны новые встречи, новые картины, новые образы прекрасной русской природы…
Заметим, что само слово «природа» Тургенев практически не употребляет в рассказах цикла, однако именно она, можно сказать, является его главным героем.