Особенности методики исполнения казачьего танца
Ведение
В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.
В связи с особенностями развития традиционной культуры казачества, вопрос о существовании казачьих танцев и танцевальной культуры не является столь простым, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, нет никаких сомнений в существовании явления «казачьи танцы», с другой – возникают вопросы о сущности танцев казаков. Существует ли единая жанровая система казачьей танцевальной культуры? Можно ли утверждать о существовании общеказачьих танцев с универсальной хореографической лексикой и пластикой? Обозначенные вопросы еще не стали предметом широкого исследовательского интереса. В научном информационном поле не достаточно данных по танцам отдельных казачьих общин.
В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о казачьих традициях, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость. История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи.
Содержание
Глава 1.История возникновения и развития казачьего танца.………………...7
Ведение 3
Глава 1.История возникновения и развития казачьего танца. 6
1.1Истоки происхождения и общая характеристика казачьих танцев. 6
1.2 Сравнительный анализ казачьих танцев в разных регионах России 16
Глава 2. Казачьи танцы в Южных регионах России 24
2.1. Особенности исполнения казачьего танца в южных регионах 24
2.2. Сравнительный анализ казачьих танцев южных регионов России 30
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39
Список литературы
1. Аникина H.A. «Донской народный костюм» [Текст], 2005. 173 с.
2. Бондарь В.В. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань» [Текст], 2004. 169 с
3. Глинкин А.В. «Песни оренбургских казаков»: старые и новые записи [Текст] / А.В. Глинкин, А.И. Лазарев. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2001. 266 с.
4. Кихаева А.А. «Во славу казачеству» [Текст], 2006. 276 с.
5. Костко О.Ю. «Образ казака в русской пластике 2-ой половины XIX века» [Текст] / О.Ю. Костко // Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культуры / Тюмень, 2010. 340 с.
6. Кузнецов В.А. «Патриотизм в песнях оренбургского казачества» [Текст] / В.А. Кузнецов // Культура оренбургского казачества: ред. С.Е. Матушкин / Челябинск, 2007. 213 с.
7. Листопадов А.М. «Песни донских казаков» [Текст],2008. 224 с.
8. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю» [Текст], 2003. 196 с.
9. Лукьянов Л.С. «Литература Кубани» [Текст], 2008. 371 с.
10. Овчинников С.А. «Кубанское казачество» [Текст], 2000. 158 с.
11. Ошаев Х. «Молитвы Шамиля» [Текст] / Революция и горец / 2003. 112 с.
12. Рудиченко Т. С. «Донская казачья песня в историческом развитии» [Текст] / Ростов н/Д: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. Рахманинова/ 2004. 512 с.
13. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань» [Текст], 2000. 138 с.
14. Соколова А.Н. «Адыгейская агонистика» [Текст] / Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение / 2010. 230 c.
15. Соколова А.Н. «Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани» [Текст] / Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Майкоп / 2011. 64 с.
16. Соколова А.Н. «Танец Шамиля» [Текст] / Литературная Адыгея / 2008. 129 с.
17. Ткаченко Т. «Народный танец» [Текст], 2001. 349 с.
18. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков» [Текст], 2002. 251 с.
19. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков» [Текст], 2002. 159 с.
20. Беликова А.Н. «Танцы народов России» [Текст] /Государственный Российский Дом народного творчества / 2011. 142 с.
21. Воля в каждом движении [Электронный ресурс]. 2011. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html
22. Казачий танец, как культурный феномен [Электронный ресурс]. 2007. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kazachi-tantsy-kak-kulturnyy-fenomen
23. Старинные казачьи танцы [Электронный ресурс]. 2000. – Режим доступа: http://do2.gendocs.ru/docs/index-428579.html
Размещение казаков, на территориях, из числа окружавших их горцев, существенно сказалось на развитии данной системы. Южное казачество, будучи при схожих боевых необходимостях с собственными соседями, никак не отставало от них в боевых рвениях. Казаки почти все заняли от горцев: джигитовку, мужество и сверкающую смелость. В дальнейшем, казачий военнослужащий, волей-неволей позабыл собственные уставы, также отдался исследованию деталей и отличительных черт боевого искусства горцев [16, с. 107] . Одна из наиболее популярных плясок у южных казаков, считается лезгинка, в каковой наглядно сформулировано наличие плясовых компонентов и нрава усвоенного у южных соседей, что никак не исключает факт воздействия горских традиций, в систему физического воспитания казаков. Современные исследователи не опровергают, то что казачество на самом деле переняло выше приведенные качества у кавказцев. Вероятно, максимальное число упоминаний о лезгинке в казачьей сфере сохранили в своей плясовой культуре южное казачество. Старинный кавказский танец - лезгинка - описан абсолютно всеми путешественниками, которые активно навещали Кавказ в средние века и настоящее время.