Взаимосвязь личностных черт и психологического благополучия студентов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы психологического благополучия является одной из основательных проблем в психологии, поэтому увлечение к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через устойчивость к психологическим нездоровьем и неблагополучию. В настоящее время не существует конкретного определения психологического благополучия, как однозначных его критерии. Понятие «благополучие» тесно связано с категориями, таким как психическое и психологическое здоровье, счастье, успешность, уровнь жизни, качество жизни, благосостояние, удовлетворенность жизнью и др. С другой строны, это понятие само по себе представляется достаточно разносторонним, выделяются такие его виды, как социольное, экономическое, психологическое, экзистенциальное, духовное благополучие. Подобно к понятию «благополучие» является понятие «счастье». По определению М. Аргайла, счастье как удовлетворенность человека своей жизнью определяется через частоту и интенсивность положительных эмоций [1]. Наиболее значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья, по М. Аргайлу, являются такие факторы, как здоровье, наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, наличие свободного времени для досуга, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимой является материальная обеспеченность, практически не влияющими на состояние счастья являются возраст и пол. Таким образом, по М. Аргайлу, человек любого возраста может чувствовать себя счастливым. Также не наблюдается различий в переживании счастья мужчинами и женщинами.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Гедонистический и эвдемонистический подходы к благополучию
1.2 Концепции психологического благополучия
1.3 Концепции личностных черт
1.4 Взаимосвязь личностных черт и психологического благополучия
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
2.2.1. Результаты описательной статистики
2.2.2. Результаты корреляционного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Список литературы
1. Аргайл М. Психология счастья. 2 – е изд. Спб: Петер, 2003. 271с
2. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин – Спб: издательство Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
3. Абсатарова Т. Р. Психологическое благополучие педагога: показатели и критерии оценивания // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. Науч. Статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. – С. 102-105
4. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник юургу. 2013. Т. 6, № 4. С. 4-13.
5. Бондаренко М.В Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности // Молодежь и наука: мат-лы VI Всеро. Науч-техн. Конф.студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2011. Http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/4718
6. Бочарова Е.Е. Стратегии поведения и субъективное благополучие личности // Вопросы общей и социальной психологии. Саратов, 2005.
7. Весна Е. Б., Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности / Е. Б. Весна, О. С. Ширяева // Вестн. Ярославского гос. Ун-та им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 12. – С. 31-41
8. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия
Человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А. В.
Воронина // Сибирский психологический журнал. 2005 . № 21. – С.
142-147
9. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70-74.
10. Евгорова И.В. Понятие проиума у Г. Олпорта. Института философии РАН, Вышее образование для XXI века: V международная научная конференция. Изд-во МосГУ, 2008, с. 84-97.
11. Идобаева О. А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: автореф. Дис. … канд. Психол. Наук: 19.00.07 / О. А. Идобаева; Моск. Гос. Лингв. Ун-т. – М., 2013
12. Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психологопедагогический аспекты / О. А. Идобаева // Вестн. Томского гос. Ун-та. 2011. № 351. С. 128-134
13. Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию благополучия. Известия Уральского федерального университета. Серия 1:Проблемы образования, науки и культуры, 123 (1), 171-182.
Https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24003/3/iurp-2014-123-19.pdf
14. Кужильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, №1 https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhodah-k-izucheniyu-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti-v-zarubezhnyh-issledovaniyah
15. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л. В. Куликов // Общество и политика. – спб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. - 2000.- С. 476–510
16. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ//Мониторинг общественного мнения:Экономические и социальные перемены.2020.№1 С.117-142
17. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020а. No 1.
Leontiev D. A. (2020a) Happiness and Well-Being: Toward the Construction of the Conceptual Field. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1.(In Russ.)
18. Лисовская А.Ю., Кошелева С.В., Соколов Д.Н., Денисов А.Ф.
Основные подходы к пониманию благополучия сотрудника: от теории к практике. – е изд. Спб: Петер, 2021.Т.11.№1 С,93-112.
https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2021/04/19/1376779515/orgpsy_2021_1(5)_Lisovskaya(93-112).pdf
19. Минюрова С.А. Психология стратегий преобразования человеком себя в профессии. 2009. №1 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург.. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovaniya-vybora-strategiy-samorazvitiya-v-professii
20. Некрасов В.В., Сушков С.В. Основные подходы к изучению субъективного благополучия в отечественной и зарубежной литературе.//Вестник ГУУ.2014. №5 с.231-237.
21. Овчарова Р. В. Разработка показателей и анализ факторов развития личностного потенциала и психологического благополучия учащихся в системе общего образования // Психологическое благополучие личности 92 в современном образовательном пространстве: сб. Науч. Статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т., 2013. – С. 11-17
22. Олпорт, Г. Личность: проблема науки или искусства // Психология личности. Тексты. М. : МГУ. 1982.
23. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды. М.: “Смысл”, 2002, с.166-216
24. Олпорт, Г Теория личности (2006) // Психология личности в 2 тт. Т. 1. М. С. 445-453.
25. Орлова Д.Г. Психологическое благополучие в структуре индивидуальности:интегративный подход.Пермь:Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017.57с.
26. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности//автореф.дис...канд.психолог. наук: Дальневосточный Институт психологии и психоанализа – Хабаровск, 2003.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – спб.: Питер, 2016. – 608 с
28. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004.
29. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 с.
30. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. 2005. № 3. – С. 95-129
Https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/62472/1/m_th_e.l.glinskikh_2018.pdf
31. Anglim, J; Horwood, S; Smillie, LD; Marrero, RJ; Wood, JK. Predicting Psychological and Subjective Well-Being From Personality: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin. 2020 V. 146. Issue 4. Https://www.researchgate.net/publication/338635936_Predicting_psychological_and_subjective_well-being_from_personality_A_meta-analysis
32. Allport, G.W (1937) Architect of psychology of personality. ….
33. Allport, G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart& Wiston, 1961.
34. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being// N. M. Bradburn. Chicago: Aldin Publishing Company, 1969. – 318 p http://www.norc.org/pdfs/publications/bradburnn_Struc_Psych_Well_Being.pdf
35. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95(3). P. 542–575.
36. Diener E. Most people are happy // Psychological Science. 1996. № 7. Р. 181-185.
37. Diener E. Happiness: The Science of Subjective well-being / E. Diener. 2015 [Electronic resource]. URL: http://www.noba.to/modules/happiness-thescience-of-subjective-well-being
38. Epstein S. (1979). The stability of behavior. I. On predicting most of the people most of the time. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1097-1126.
39. Eysenck H. J., Eysenck M. W. (1985). Personality and individual differences. New York: Plenum.
40. Epstein S. (1986). Does aggregation produce spuriously high estimates of behavioral stability? Journal of Personality and Social Psychology, 50, 1199-1210.
41. Cattell, R.B. (1965). The scientific analysis of personality. Penguin Books.
42. Cattell, R.B. (1970). Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF).
43. Anglim, J., Grant, Sh. (2016) Predicting Psychological and Subjective Well-Being from Personality: Incremental Prediction from 30 Facets over the Big5. Journal of Happiness Studies, 17, 59-80.
Используемый в нашем исследовании вариант Пятифакторного опросника был переведен и адаптирован к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета под руководством А.Б. Хромова в 1995-1999 гг.
Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных противоположных по своему значению, стимульных высказываний характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2, -1, 0, 1, 2) с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия, привязанность – обобсобленность, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная устойчивость, экспрессивность – практичность). Испытуемым дается инструкция: «Перед Вам опросник, состоящий из 75-и протовоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях. В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний. Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 – слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0» Обработка результатов происходит следующим образом. Оценочные значения высказываний переводится в баллы в соответствии со следующей