Использование компьютерных технологий в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе в ДОО – одна из актуальных проблем современного дошкольного образования.
В письме Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23- «Об информатизации дошкольного образования в России» обозначены основные приоритеты использования информационно-компьютерных технологий в ДОУ: «Необходимо отметить, что использование информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое компьютерные технологии и необходимость их в ДОУ. Сочетание компьютерных технологий связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 1.1. Общая характеристика компьютерных технологий 9
1.2.
1.3. Методические аспекты обучения детей изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Технологии использования компьютера в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности
развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста 18
25
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 2.1. Программа эмпирического исследования 34
2.2. Состояние работы дошкольного образовательного учреждения по проблеме использование компьютерных технологий в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 41
2.3. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения компьютерных технологий 53
Выводы 61
Список литературы 64
Приложение 69
ЛИТЕРАТУРА
1. «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы…», Челябинск / ЧГПУ – Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. – 416 с.
2. Андреев, А.А, Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития /А.А. Андреев. – М.: ВУ, 1995. – 86 с.
3. Андреев, А.А. Педагогическая модель компьютерной сети / А.А. Андреев, А.В. Барабанщиков // Педагогическая информатика. – 2005.
– №2. – 97 с.
4. Антошин, М.К, Учимся работать на компьютере /М.К. Антошин – М.: Айрисс - пресс, 2008. – 114 с.
5. Афанасьева, О.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedsovet.org. – Дата доступа: 25.06.2020.
6. Беспалько, В.П., Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: НПО «Модэк», 2002. – 274 с.
7. Богомолова, О.Б, Искусство презентации /О.Б. Богомолова. – М.: Педагогика, 2010. –116 с.
8. Волокитин, К.П, Современные информационные технологии в управлении качеством образования /К.П. Волокитин, В.В. Хабин //Информатика и образование. – 2000. – № 8. – 75 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.
10. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Головчиц. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304с. – (Коррекционная педагогика)
11. Горвиц, Ю, Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
12. Горвиц, Ю.М, Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 189 с.
13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. – 344с.
14. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в образовательной деятельности [Текст].: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г.Г. Григорьева. - М.,: Просвещение, 1999, - 344с.
15. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О.А. Григорьева // Молодой ученый.-2014.-№20. – с.568-569.
16. Губайдуллин, И.А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения [Электронный курс]. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: http://www.it-n.ru. – Дата доступа: 25.06.2020.
17. Драхлер, А.Б. К вопросу о призентациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-n.ru. – Дата доступа: 25.06.2020.
18. Иванова, Е.В, Повышение ИКТ-компетентности педагогов /Е.В. Иванова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – №12. – 62 с.
19. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сб. науч. трудов: в 3 т. [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 2. – 687 с.
20. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 271с.
21. Калинина, Т.В, Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
22. Кодесникова, И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.festival.1september.ru – Дата доступа: 25.06.2020.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Д. Коджаспирова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 176с.
24. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. – 253с.
25. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие[Текст] / Г.Ю. Ксезонова – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 306с.
26. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
27. Кудрявцев, В.Т. Наука о детстве и современные образования. – М., 2005.
28. Майер, А. А. Условия интеграции содержания дошкольного образования / А. А. Майер // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №5. – С.14-23.
29. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 2008.
30. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы комьпьютеризации обучения[Текст] / Е.И. Машбиц. – М.: Просвещение, 2008. – 128с.
31. Могилева, В.Н, Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером /В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2007. – 259 с.
32. Моторин, В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
33. Новоселова, С.Л, Компьютерный мир дошкольника /С.Л. Новоселова, Г.П.
Петку. –М.: Новая школа, 1997. – 140 с.
34. Новоселова, С.Л, Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
35. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы».
36. Смирнов, А.В, Технические средства в обучении и воспитании детей /А.В. Смирнов. – М.: Академия, 2005. – 230 с.
37. Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – №8. – 59с.
38. Эффективность компьютерного обучения[Текст]. // Ж.: Новые
информационные технологии в образованиии – М., 2009. Вып.6.
39. Ястребов, Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point 2009 [Текст]. // Журнал «Вопросы Интернет – образования», № 44.
40. Яцюк, О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий [Текст] / О. Яцюк - СПб.: БВХ-Петербург, 2004. – 240с.
По мнению Н.П. Сакулиной овладение способами использования материалов и инструментов рисования, является опорным умением для развития такого показателя как овладение средствами выразительности, так как, не умея правильно использовать, ребёнок не сумеет и правильно передать, выразить. К старшей группе детского сада ребёнок подходит с определённым опытом работы с изобразительными материалами. Если
работа педагогом была выстроена правильно, то ребёнок к этому возрастному периоду уже умеет правильно держать инструменты в руках, правильно работать с кистью, использовать художественные материалы. В этом возрасте, как мы выяснили, появляется умение распознавать оттенки цвета, значит, у ребёнка появляются новые умения, например, он учится смешивать цвета, соответственно хорошо промывать кисть от краски.