Социальная работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Скачать дипломную работу, в которой исследуется социальная работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2023
Объем файла
230 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире растет понимание семьи как определяющей не только развития ребенка, но и, в конечном счете, развития всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем – это первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуального психологического консультирования. У каждого человека есть три межличностных потребности: потребность во включении, потребность в контроле и потребность в любви.
Нарушение этих потребностей может привести к социальной дезадаптации и психическим расстройствам. Инклюзивность означает потребность быть включенным в группу. Отношения между ребенком и родителями положительны, если они связаны, и отрицательны, если родители минимизируют общение с ребенком. Если ребенок не интегрирован должным образом в семейную группу, он может демонстрировать недостаточное социальное или надсоциальное поведение.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПРОБЛЕМНОЙ СЕМЬЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ЕЙ ПОМОЩИ 7

1.1. Характеристика нарушений жизнедеятельности семьи 7

1.2. Принципы работы специалистов с семьей, находящейся в социально-опасном положении. Сбор и анализ информации о семье, находящейся в социально-опасном положении 13

1. 3. Постановка социального диагноза и основные проблемы семей, находящихся в социально-опасном положении. Показатели и причины социальной дезадаптации семьи 20

1.4 Модель работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении 25

Выводы по первой главе: 39

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 40

2.1. Характеристика выборки 40

2.2 Описание методов исследования 42

2. 3. Результаты исследования 48

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 52

3.1. Система работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении 52

3.2. Результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей 57

Выводы по третьей главе: 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова — Мн.: Бестпринт, 2015. 
2. Антипова Е.В. Воспитательный потенциал современной семьи. – Мн.: 2016. 
3.Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с. 
4.Басов, Н. Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. 
5.Бочарова, Н. И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для СПО / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.  
6.Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 98 с.  
7.Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 149 с 
8.Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., переруби. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.  
9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2017. 
10.Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.  
11.Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 254 с.  
12. Кочубей А. Визит в семью или практика работы с семьями /А.Кочубей, Н.Умарова.— Псков, 2020. 
13. Кедярова, Р.Н. Социально-педагогические рекомендации классному руководителю по работе с семьей. — Мн.:2016. 
14.Менеджмент в социальной работе: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.]; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.  
15.Мой семейный центр СЗАО ГБУ ЦПСиД СЗАО . — URL: https://мойсемейныйцентр.москва/our-centers/szao/(дата обращения: 16.03.2022).
16.Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.  
17.Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
18. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В.Овчарова. – М., 2016. 
19.Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.  
20.Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: монография / М. В. Певная; под науч. ред. Г. Е. Заборовского. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019; Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та. — 433 с. 
21.Пенсионное обеспечение: учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. 
22.Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М.: Издательство Юрист, 2017. — 400 с.  
 23.Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.  
24.Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи: учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин; под общ. ред. П. С. Самыгина. — 2-е изд., испари, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 284 с.
25.Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности: учебник и практикум для СПО / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — М. : Издательство юрой, 2017. — 282 с.  
26.Сачкова, М. Е. Психология средне статусного учащегося: монография / М. Е. Сачкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.  
27.Солодянкина, О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. — 4-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.  
28.Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 416 с. 
29.Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.]; отв. ред. Л. В. Безбородова. — 3-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. 
30.Сущинская, М. Д. Социальная экспертиза: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. 
31. Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально-опасном положении под ред. Федоровой Н.П., Малаховой Н.М. - Тюмень: ГУСО "Областной центр социальной помощи семье и детямх. 2018. 
32. Социальная работа с ребенком и семьей: Пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства /Сост. С.С.Бубен. — Мн.: Нар. асвета, 2020.
33. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. - М., 2017. - 600 с
34. Социальная работа. /Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов на Дону.:» Феникс», 2019. - С.426-433.
35. Социальные службы для подростков и молодежи. - Институт молодежи. - М., 2019. - 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 2019. - 50 с
36.Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося: монография / М. Е. Сачкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.  
37.Солодянкина, О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. — 4-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.  
38.Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М.: Издательство юркайте, 2018. — 416 с. 
39.Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.]; отв. ред. Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. 
40.Сущинская, М. Д. Социальная экспертиза: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. 
41. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 2019, 192 стр.
42. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2015. - 456 с 
43.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2020. - 379 с
44. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2020.-240 с.
45. Тарахти В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 2016.
46.Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., переруби, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. 
47.Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.]; под ред. Е. Н. Приступы. — М.: Издательство юрой, 2019. — 465 с.  
48.Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 488 с.
49. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Учеб. пособие для студов пед. специальностей ВУЗов. /В.В.Чечет. — Мозырь: "Белый ветер", 2018. 
50.Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В.Шакурова. – М., 2020
51.Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 192 с

При всем многообразии научных изысканий в теоретическом и эмпирическом плане проблема формирования жизненных перспектив семьей, находящейся в социально-опасном положении, остается не до конца изученной, а в определении рассматриваемой научной категории до сих пор нет логической четкости, ясности, раскрывающей в полной мере ее содержание. Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.  В период производственной практики (21.03.2022-30.04 2022 г) нами было проведено эмпирическое исследование проблем семей, находящихся в социально-опасном положении  Эмпирической базой исследования послужили семьи, находящиеся в социально-опасном положении, выбранные методом онлайн-опроса в социальных сетях.