Эффективность методики улучшения техники броска в стритболе
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Баскетбол является средством активного отдыха для многих категорий граждан, но особенно, присущие игре высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают интерес молодежи и подрастающего поколения.
В последние годы большое развитие стали получать различные спортивные игры с мячом, базисной основой которых является баскетбол, а именно: стритбол, питербаскет и т.д. Это еще больше способствует популяризации игры и увеличивает двигательное разнообразие молодежного досуга, что, в свою очередь, помогает решению важнейшей задачи – привлечение молодого поколению к регулярным занятиям физической культурой и формированию у него навыков здорового образа жизни.
Сегодня стритбол - это популярная игра во всем мире. По стритболу проводят чемпионаты, про стритбол снимают фильмы и пишут музыку. Стритбол (англ. Streetball) – уличный баскетбол. Появился в 50-х гг. XX века в бедных кварталах США. Для многих уличный баскетбол стал стилем жизни. Оттачивая свое мастерство на асфальте, уличные игроки расширяют рамки традиционного баскетбола, принося в него больше свободы и зрелищности, а неимение четких правил, и отсутствие классического судейства сделало стритбол очень жесткой и динамичной игрой. Однако, т.к. стритбол является производным баскетбола ему присущи большинство технико-тактических приемов, составляющих игровую базу баскетбола.
Стритбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости.
Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым приемам стритбола, т. к. являются конечной целью атакующих действий игроков, что, в конечном итоге и определят результат игры.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 БАСКЕТБОЛ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Баскетбол и его разновидности как средство физического воспитания молодежи 6
1.2 Стритбол как вариативный компонент программы по физической культуре в общеобразовательных школах и спортивных школах 9
1.3 Классификация, характеристика и значение бросков в стритболе 23
1.4 Методические требования к технике бросков стритболе 24
2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Задачи исследования 29
2.2 Методы исследования 29
2.3 Организация исследования 31
3 СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 32
3.1 Изучение исходных параметров физического развития и двигательной подготовленности в исследуемых группах 32
3.2 Сравнение показателей результативности дистанционных бросков
в начале эксперимента 33
3.3 Содержание экспериментальных занятий 35
4 Оценка эффективности экспериментальной методики в ходе педагогического эксперимента 41
4.1 Динамика физического развития и уровня физической подготовленности испытуемых 41
4.2 Влияние экспериментальной методики на результативность бросковых действий 42
Заключение 48
Список использованной литературы 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / под.ред. Ю.М. Портнова – М.: Физкультура и Спорт, 1997
2.Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол // Физическая культура в школе. – 1991 – №2 – С. 28-30.
3.Родин А.В., Губа Д.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие – М.: Советский спорт, 2009 – 168 с.
4.Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1975 – 196 с.Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе. –1990 – №6 – С. 12-13.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / под.ред. Ю.М. Портнова – М.: Физкультура и Спорт, 1997
6. Греег Дж. Опыты со зрением – М., 1975
7. Би К., Нортон К. Упражнения в баскетболе: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – С. 89-98.
8. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 1986 – 150 с.
9.Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учебное пособие. - 4-е изд., стер. / Е.Р. Яхонтов. - СПб.: Олимп., 2008. - 134 с.
10.Anderson L. Pickup artists: street basketball in America / L. Anderson, C. Millman. - New York, 1998. - 180 pp.
11. Джон Р., Вуден С. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,1997 – 190 с.
12.Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 1984 – 25 с.
13. Иванов А.А. Баскетбол для юных (Поурочные планы по баскетболу для учащихся 5-11 классов): Методическое пособие. – М., 1996. – 19 с.
14.Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения // Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- С.309-317.
15.Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 1984 – 25 с.
16. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1969 – 100 с.
17.Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964.- 130 с
18. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978.- С.174-175
19. Краузе, Джерри В. Баскетбол – навыки и упражнения: пер с англ. / Джерри В Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер. – М.: Астрель, 2006. – С. 214-217.
20. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт. 2002. –136 с.
21. Линдеберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. – М.: Физкультура и спорт, 1971 – 220 с.
22. Макаров Ю.М., Осипенко А.И. Роль диагностики центрального звена зрительного анализатора в пргнозировании игрового амплуа футболистов // Тренер – 2009 – №5 – С. 25-238.
23. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. // Физкультура в школе – 1990 – №1 – С. 26-29.
24. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу: метод. пособие – Волгоград, 1994 – 25ст.
25. Ивойлов А.В. Точностные движения в спортивных играх. – Волгоград: Волгоградская правда, 1986. – С. 66-79.
26. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. Ю.М. Портнова, В.Г. Башкировой, В.Г. Луничкина – М.: Советский спорт, 2004. – 100 с.
27. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: учебное пособие – Калининград, 2000 – 162 с.
28. Пинхолстер Г. Энциклопедий баскетбольных упражнений: пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – С. 150-159.
29. Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – С.42-54.
30. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / под.ред. Ю.М. Портнова – М.: Физкультура и Спорт, 1997.
31. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах) // Физкультура в школе. – 1993 – №4 С. 35-37.
32. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. // Физкультура в школе – 1990 – №1 – С. 14-17.
33. Урок физической культуры в современной школе. Баскетбол: метод. рекомендации для учителей – М., 2000 – №1- С.6-8.
34. Федосеев В.В. На уроках баскетбола // Физкультура в школе –1995 – №2 – С.24-26.
35. Харре Д. Учение о тренировке (пер. с нем.). – М.: «Физкультура и спорт», 1971. – С. 237-249.
36. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1985 – 74 с.
37. Шевцов М.Ю. Развитие студенческого баскетбола в Российской Федерации / М.Ю. Шевцов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер. межд. науч.-практ. конф. -Смоленск, 2011. - С. 213-216.
38. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки / Н.Б. Шустин. - М.: СААМ, 1995. - С. 226-237.
39. Буров А.Э. Исследование глубинного зрения у баскетболистов: курсовая работа – Волгоград: ВГИФК, 1993 – 15 с.
40. Губа В.П., Фомин С.Г., Чернов С.В. Особенности отбора в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – С. 99-109.
41. Carlier A. French approach to 3-on-3 streetball / A. Carlier // FIBA Assist magazine. - 2005. - No. 16. - pp. 47-49.
42. High Y. Sociological Analysis of Rising Street - basketball / Y. High // North China University of Technology (Social Science Edition). - 2007. - No. 04. -pp. 10-12.
43. Ignjatovic A. Effects of perceived neuromuscular fatigue on kinematic variables of the basketball free throw shooting / A. Ignjatovic // Abstract Boor. 10th Annual Congress European College of Science. - Serbia, Belgrade, 13-16 July 2005. - P. 98.
44. Ilic V. Inlividual preseasoning basketball condition program / V. Ilic // Abstract Boor. 10th Annual Congress European College of Science. - Serbia, Belgrade, 13-16 July 2005. - P. 351.
Упражнения для совершенствования бросков в корзину.
1. Броски в прыжке в парах. Игрок начинает упражнение с позиции 1 и бросает мяч в корзину до тех пор, пока не попадет в нее. Партнер добивает мяч и возвращает его первому игроку. Как только игрок забросит мяч, он переходит на позицию 2. И так до тех пор, пока он не попадет в корзину с каждой точки. После этого партнеры меняются местами и вновь начинают упражнение. В одну корзину могут выполнять броски несколько пар игроков.
2. Бросок в прыжке после ведения с сопротивлением. Игрок 1 ведет мяч к корзине, защитник 1 опекает его. После резкой остановки нападающий бросает мяч в прыжке или выполняет финт перед броском. Оба игрока борются за мяч при отскоке, передают его направляющему в колонну и меняются местами в колоннах. Игроки должны избегать ненужных столкновений.
3. Бросок в прыжке из–за заслона. Игрок 6 передает мяч партнеру 1 и ставит для него заслон. Игрок 1 движется сзади заслона и бросает мяч в прыжке. Затем оба игрока добивают мяч, и он передается игроку 7, который продолжает упражнение. Игроки 1 и 6 меняются местами в колоннах.
4. Бросок в прыжке с сопротивлением. Защитник 6 передает мяч нападающему 1 и оказывает ему сопротивление. Нападающий 1 бросает мяч в прыжке и добивает его, а защитник 6 снимает мяч со щита. Затем нападающий 1 занимает место в конце колонны, игрок 6 действует в защите, пока не овладеет мячом пять раз.
5. «Баскетбольный гольф». Каждый игрок начинает броски с точки 1 и подсчитывает общее количество бросков, потребовавшихся ему, чтобы дойти до точки 9. С каждой точки игрок бросает до тех пор, пока мяч не попадет в корзину, после чего он может переходить на следующую точку. Игрок, сделавший наименьшее количество бросков, выигрывает.
6. Броски крюком. Игроки выстраиваются в колонну под корзиной. Игрок 1 ведет мяч в область штрафного броска, останавливается на расстоянии 1,6 – 3м. от корзины и выполняет бросок крюком. Затем он добивает мяч и передает его следующему игроку в колонне. Дистанцию и угол броска можно разнообразить. После небольшой тренировки второй игрок может выполнять роль защитника. Бросающий в этом случае должен сделать финт вправо и бросать мяч с поворотом налево или наоборот. Оба игрока добивают мяч в корзину в случае неудачного броска.
В дальнейшем для тренировки бросков в корзину мы предлагаем использовать игры, моделирующие условия соревнований. Баскетболист выполняет бросок, находясь в игровой ситуации, в которой его партнеры помогают или мешают произведению броска.
Игры, стимулирующие точные броски в корзину.
1. Игра в “21 очко”. Игроки разбиваются на две команды по четыре или пять человек в каждой, и выстраиваются на одинаковом расстоянии от корзины. Первый игрок в колонне бросает мяч с места, овладевает им при отскоке и бросает еще раз. Затем он передает мяч следующему игроку, который поделывает то же самое. За бросок с дальней дистанции присуждается 2 очка, за бросок из под щита – 1 очко и за бросок толчком одной рукой – 3 очка. Команда, первой набравшая 21 очко, оказывается победителем.
2. Игра в “11”. Игроки разбиваются на две команды по четыре или пять игроков в каждой и выстраиваются на одинаковом расстоянии от круга области штрафного броска. Первый игрок в каждой команде ведет мяч в круг и оттуда производит бросок в прыжке. Затем он подбирает мяч и передает следующему игроку команды и т.д. За каждый точный бросок команде дается 1 очко. Команда, первой набравшая 11 очков, объявляется победителем. Игру можно разнообразить. Например, после того, как игрок подберет мяч и передаст его партнеру по команде, он может встать на линию штрафного броска и отвлекать внимание участника команды противника, выполняющего бросок. Однако он не должен переступать линию штрафного броска.
3. Броски с выбыванием. В этой игре занимающиеся, которые не могут выполнить задание, выбывают из нее. Каждый игрок бросает мяч с дальней дистанции с определенной точки площадки. В первой попытке игроку разрешается дважды бросать в корзину после отскока мяча от щита или кольца. Во второй попытке игрок бросает с дальней точки и добивает мяч только один раз. После второй попытки баскетболисты, не забросившие мяч с дальней дистанции, выбывают из игры. Оставшийся игрок становится победителем.
Все вышеописанные упражнения и действия составляют основу предлагаемой методики совершенствования дистанционных бросков как в стритболе, так и в баскетболе.