Психологические особенности жизненных перспектив личности в периоды взросления (ранняя взрослость, зрелость)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время образованная личность должна быть готова самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, зная свои индивидуально-психологические особенности и умея эффективно использовать свой физический, психический потенциал для максимальной самореализации. Фундамент для этого закладывается в периоды взросления. Проблема исследования состоит в том, что в сегодняшнем обществе социальная ситуация испытывает радикальные перемены на практике во всевозможных его сферах, что не могло не сказаться на возникновении абсолютно новых социально-психологических недостатков в разных областях существования. Происходящие в социуме изменения откладывают свой отпечаток и имеют незабываемое воздействие в периоды взросления.
Цель – состоит в том, чтобы выявить особенности жизненных перспектив в периоды взросления.
Объект - жизненные перспективы личности
Предмет – взаимосвязь психологических особенностей жизненных перспектив личности в периоды взросления (ранняя взрослость, зрелость)
Гипотеза исследования- мы предполагаем, что жизненные перспективы личности в период ранней взрослости (20-30 лет) имеют тенденцию к изменению и отличаются от жизненных перспектив личности периода зрелости (30-60лет).
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретический анализ проблемы жизненных перспектив личности в различные периоды жизни………………………………………………………
1.1 Проблема жизненной перспективы личности в работах отечественных и зарубежных психологов………………...................
1.2 Психологическая характеристика периодов взросления……………
1.3 Особенности жизненных перспектив личности в периоды взросления………………………………………………………………
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей жизненной перспективы в периоды взросления……………………………………………………………...
2.1 Организация и методы исследования…………………………………
2.2 Выявление отличительных особенностей в жизненных перспективах личности в период ранней взрослости и зрелости……………….
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложения…………………………………………………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2) Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 2001. - 270-373 с
3) Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методол. проблемы психологии. М., Наука, 1992. – 288 с.
4) Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Б.Г. Ананьев; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
5) Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-осмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. - 1998. - Т.15, № 1. - 3-18 с.
6) Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., "Мысль", 1976. – 158 с.
7) Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологиче-ского анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
8) Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
9) Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. - М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.
10) Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6-ти т. / Гл. ред. А.В. За-порожец. – М.: Педагогика. Т.3 Проблема развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. 1983. – 367 с.
11) Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. - Дубна: Феникс, 2006. - 112 с.
12) Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 199 с.
13) Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.
14) Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное са-моопределение молодежи / АН УССР / , Ин-т философии. – Киев: Наук. Думка, 1988. – 142 с.
15) Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.
16) Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: уч. пособие / Ермолаева Марина Валерьевна. М.: Ось – 89, 2003. – 414 с.
17) Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ермолаева Марина Валерьевна; РАО; Моск. психолого-соц. ин-т. – М.; Воронеж: НПО "Модэк", 2004. – 279 с.
18) Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1983. - № 1. – 15-32 с.
19) Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном об-ществе // Психология и жизнь: Сб. науч.тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000. - 19-22с.
20) Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. 2-е изд, испр. И доп. – М.: Смысл, 1999. – 335 с.
21) Клюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.
22) Козлова И.Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник. - М., 1976. - С.128-146.
23) Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: По-литиздат, 1984. – 335 с.
24) Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 1987. - Т.8, №4. - 126-137 с.
25) Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Коржова, Елена Юрьевна; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. РХГА, 2006. – 382 с.
26) Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность / Леонтьев Алексей Алексеевич, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. – М.: Смысл, 2005. – 431 с.
27) Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. - Калуга, 1994. – 245 с.
28) Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. - 1981. - Т.2, №1. – 21-39 с.
29) Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
30) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперименталь-ную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 320 с.
31) Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - 28-38 с.
32) Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и иссле-дования / Пер.с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 606 с.
33) Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Учеб. пособие для пед. ин-тов]. Под ред. Проф. А.В. Петровского. М., "Просвещение", 1973. – 288 с.
34) Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. - 1981. - №1. – 8-19 с.
35) Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: По-литиздат, 1982. - 255 с.
36) Пиняева C.Е., Андреев И.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - 3-10 с.
37) Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
38) Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. 3-е изд. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2005. – 411 с.
39) Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность лично-сти. - Томск, 1985. – 196 с.
40) Романова Е. С. Психология профессионального становления личности. Автореферат. дис. докт. психол. наук. - М.: МГПУ, 1992.
41) Рогов Е.И. Психологические проблемы формирования индиви-дуальности личности профессионала // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюз. конф. / Под ред. Вяткина Б.А. - Пермь, 1991. - 84-85 с.
42) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн: учеб. пособие. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Рогов, Евгений Иванович. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 477 с.
43) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубинштейн Сергей Леонидович. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
44) Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 655 с.
45) Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 670 с.
46) Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессио-нала. - М., Политиздат, 1998. - 347 с.
47) Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее про-фессионализации // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - 88-93 с.
48) Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник]: Пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.
49) Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Ин-т психологии РАН; отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М.: РАН, 2008. – 343 с.
50) ABC of Psychology, L., 1981, (Рос. гос. библ., шифр:ИН К5–33/210).
51) Acer price for psychologial tests, 1988, (библ. психол. ин–та РАО, шифр:A–18).
52) Adler A. The practice and theory of individual psychology. N.Y.:Harcourt Brace Jovanovich, 1929..
53) Alexander R.D. The search for a general theory of behavior. — Behav. Sci., 1975, vol. 20, p. 77–100.
54) Arnold M. (Ed.) Feelings and emotions. NY: Academic Press, 1970.
55) Atkinson J.W. (Ed.) Motives in fantasy, action and society. Princeton: Van Nostrand, 1958.
В зависимости от возраста человек определяет приоритеты своей значимости, своих успехов, результатов, достижений, реализации в карьере, реализации в обществе, уровень мотивации и самоактуализации. Жизненная позиция может меняться в зависимости от возраста. В раннем взрослом возрасте индивидум замотивирован вдохновением и верой в будущее. Его жизненные планы включают в себя карьерный рост, образование, саморазвитие, увлечения, спорт, создание семьи и поиск любви. Уровень самореализации в этот период крайне высок. В возрасте средней взрослости перспективы человека направлены на получение материального достатка, высокого положения в обществе, отличительности, и поддержание семейных ценностей. Осознание жзненных ценностей и приоритетов на данном этапе зрелости максимально высоко. Перспективы в позднем взрослом возрасте ориентированы преимущественно на духовное обогащение и сохранение особенносте личности. В большей степени для человека важна сфера семьи и общественный статус. Личность реализовывает себя в качестве управляющего, ее уважает общество. Профессиональная сфера уже не является приоритетной, но все еще очень важна для индивида. Относительно раннего и среднего этапа взрослости уровень продуктивности заметно падает и человек больше не развивается в направлении самоактуализации. Предпенсионный этап является этапом покоя и отдыха. На первом месте стоят семейные и общетсвенные перспективы. Человек нацелен на получение признания в обществе, а также получение духовного покоя и удовлетворения. Самореализация на данном этапе ослабевает, и человек больше не видит это направление перспективным.