Формирование коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день количество детей, у которых зафиксировано расстройство аутистического спектра, растет. Раньше таких детей обучали на дому либо в специализированных образовательных организациях коррекционного типа. Сейчас же в Российской Федерации таких детей стали включать в обычный образовательный процесс по программам инклюзивного образования, что помогает этим детям получать образование наравне со здоровыми детьми. Однако, имеется проблема с их адаптацией в социуме, и поэтому необходим индивидуальный план для работы с такими детьми. В связи с этим остро стоит вопрос об обучении, социализации и адаптации детей. Поэтому коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра является одной из основных педагогических задач.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА6
1.1 Общая характеристика расстройств аутистического спектра у ребенка6
1.2 Особенности коммуникации у ребенка с расстройством аутистического спектра8
1.3 Методы и методики формирования коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра19
Выводы по первой главе28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЩАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА30
2.1 Выявление особенностей коммуникативных навыков у обучающегося 1 класса с расстройством аутистического спектра30
2.2 Разработка и частичная реализация программы по формированию коммуникативных навыков обучающегося 1 класса32
Выводы по второй главе44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ47
ПРИЛОЖЕНИЯ51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Baron-Cohen S., Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The Needle. The Haystack, and the CHAT / British Journal of Developmental Psychology, 1992. Vol. 161. Р. 839-843.
Eriksson A.S., de Chateau P. Brief report: a girl two years and seven months with autistic disorder videotaped form bitrh / Journal of Autism and Development Disorders, 1992. Vol. 22. Р. 127-129.
Fay W.H., Schuler A.L. Emerging language in autistic children. Baltimor: University park press, 1980.;
Kanner L., Autistic disturbances of affective contact / Nervous Child 2, 1943.
Koegel L.K., Koegel R.L. Motivating communication in children with autism / Learning and cognition in autism / E. Schopler, G.B. Mesibov (Eds.). New York: Plenum press, 1995. Р. 73-87.;
Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with autism or other developmental disabilities // AVB Press, Concord, CA, 1998
Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. 2016. 312 с.
Башина В. М. Аутизм в детстве / Медицина, М., 1999.
Башина В.М. Ранний детский аутизм / Альманах «Исцеление». М., 1993.
Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам / Новые исследования в психологии, №2., 1978
Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенѐва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие: Красноярск КГПУ им В.П.Астафьева. 2016 г
Блонский П.П. Психология дошкольника и младшего школьника. М: МПСИ. 2006. 631 с.
Богдашина О. Расстройство аутистического спектра: введение в проблему аутизма: Красноярск КГПУ им В.П. Астафьева. 2014 г
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995;
Но при этом в учреждениях не созданы условия для этих детей.
В качестве ведущего метода психолого-педагогической диагностики сформированности коммуникативных навыков у младших школьников аутистического спектра в своих трудах Е.А.Артѐмова, С.Н.Камышева отмечают метод включенного динамического наблюдения. Так же они выделяют основные параметры наблюдение (стремление ребенка к контакту, его эмоциональное состояние и т.д). Все ученые по-разному описывают причину несформированной коммуникативных навыков. Например И.В. Морозова [33, 34] считает, что это патология речи, а исследователи О.С. Никольская, Е.Р. Баенская связывают особенности психического развития младших школьников с расстройством аутистического спектра и в частности речи.