Особенности социальной адаптации представителей молодежных субкультур
Введение
Адаптация (или приспособление) личности к окружающим условиям среды обеспечивает его нормальную жизнедеятельность. Процесс адаптации описывается в работах Ф. Б. Березина, И. М. Сеченова ,Г. Селье, И. П. Павлова, А. Г. Маклакова и др. [9, 10]. Человек живет в обществе, регулярно взаимодействует с окружающим миром, с и быть свободным от него не может. Это одно из обязательных условий социального поведения, потому что человек – не только «существо разумное», но и «существо социальное».
Социальная адаптация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Наиболее активно это процесс происходит у человека в подростковом возрасте. Именно в это период определяются основные ценности и ориентиры для дальнейшего развития личности, формируются социальные нормы поведения.
Становление социальной зрелости подростка происходит под влиянием множества факторов – прежде всего, семьи и школы, средств массовой информации, различных молодежных направлений. От поколения к поколению молодые люди стараются показать свою социальную независимость от взрослых, «взрослость», хотят быть непохожими на взрослых, доказать свою уникальность, «выделиться из толпы». Молодежь – это основная группа «новаторов», которая первой принимает все новые явления и процессы в различных сферах общественной жизни, как позитивные, так, к сожалению, и негативные. Результатом этого стало появление так называемых субкультур, которые оказывают большое влияние на социальную адаптацию молодежи.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей социальной адаптации представителей молодежных субкультур 6
1.1. Анализ понятия «социальная адаптация» 6
1.2. Субкультуры как социокультурная категория 18
1.3. Описание основных молодежных субкультур 21 века 222
Выводы по 1 главе 277
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации представителей молодежных субкультур 28
2.1. Организация изучения особенностей социальной адаптации представителей молодежных субкультур 28
2.2. Результаты изучения особенностей социальной адаптации представителей молодежных субкультур 334
2.3. Разработка и апробация программы социальной адаптации молодых людей, вовлеченных в молодежную субкультуру 43
2.3.1. Разработка программы социальной адаптации молодых людей, вовлеченных в молодежную субкультуру 43
2.3.2. Результаты апробации программы социальной адаптации молодых людей, вовлеченных в молодежную субкультуру 47
Выводы по 2 главе 53
Заключение 545
Список использованной литературы 567
Приложения 589
Список использованной литературы
1. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 260 с.
2. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: 2003.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
4. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991.
5. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2013-572 с.
6. Донских Д.Г. Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура // Бизнес в законе. 2009. №2. С. 251–253.
7. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 с. — (История социологии в памятниках).
8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208.
9. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа // Ученые записки кафедры общей психо106 логии МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65.
10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24.
11. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. — 1992. — № 2—4. – С. 118—124.
12. Николаев Е. Л., Лазарева Е. Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 018–032.
13. Райзмен Д. • «Одинокая толпа» 1950
14. Спенсер Г. «Воспитание умственное, моральное и физическое» 1861.
15. .Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
16. Колесов В.И., Латышева Е.О. соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие» в современном социуме. СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России заменить на 15
17. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020_full.shtml [Граффити: субкультура или вандализм - Психология и право - 2013. Том. 3, № 2]
18. Голобоков А.С., Шалапута С.А. Отечественные и зарубежные исследователи о сущности и признаках современных молодежных субкультур // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-3. – С. 460-463;
19. Зайцева О.Ю. Молодёжные субкультуры в современной России и их влияние на общественную жизнь. Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ. Журнал №15 (Vol. 63), 2019,25.11.19
20. .https://www.km.ru/referats/332462-mir-vokrug-ekstremalnogo-velosipeda
21. https://multiurok.ru/files/sotsiometriia-sotsialno-psikhologicheskii-test-dzh.html
22. http://testoteka.narod.ru/lichn/1/27.html
23. https://multiurok.ru/files/sotsiomietriia-morieno.html
На первом занятии были установлены и зафиксированы правила работы, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно. Каждое занятие включало в себя ритуалы приветствия и прощания, призванное начинать или заканчивать любую встречу, что способствует объединению участников во время работы. Социальный педагог и куратор группы колледжа выступали координаторами, а также организаторами встреч с молодыми людьми. Формы работы, используемые в программе: групповая, лекции, дискуссии, коллективная творческая деятельность (КТД), презентации и совместное обсуждение материалов, конкурсы и упражнения. Методы работы с молодыми людьми, используемые в программе: «мозговой штурм», создание ситуации успеха на уроке, проблемные беседы, имитационные игры, метод инцидента. Данная программа не является самостоятельным направлением воспитательной деятельности, а только частью комплекса мероприятий, которая может дополнить воспитательную работу как социально педагогическое сопровождение.