Роль и место России на мировом рынке услуг
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время современную жизнь нельзя представить без возможности использования различных услуг. Услуги обладают определенными характеристиками, которые я хочу подробно раскрыть в этой работе. Услуги участвуют в создании ВВП и выступают главными объектами соответствующего рынка, что объясняет актуальность данной темы. В работе представлена характеристика рынка услуг и его основных субъектов. Также проведен анализ динамики торговли услугами в России, который показал отрицательные показатели превышения объемов импорта услуг над объемами экспорта. Данное обстоятельство находит свое отражение на сальдо баланса услуг. Основные методы, используемые в моей курсовой работе, - анализ, группировка и сравнение. Проведенный анализ должен показать, что Россия по многим направлениям торговли услугами уступает своим партнерам. Кроме того, замедлились темпы роста объемов экспорта услуг, что связано с экономическими санкциями, которые были введены после присоединения Крыма и последовавшим за ними кризисом в экономике. В этой курсовой работе я также подробно раскрою факторы устойчивого сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и отмечу, что некоторые из этих факторов трудно устранить. Именно поэтому предлагается начать с перестройки структуры экспорта услуг и выделения перспективного направления для роста объема экспорта услуг. Одно из таких направлений - экспорт туризма. Результаты данного исследования могут пприменяться для решения проблем, посвященных внешнеэкономической деятельности РФ, а также в работах, связанных с изучением тенденций развития как мирового, так и отечественного рынка услуг.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы международного рынка услуг. 4
1.1 Теоретические аспекты развития международного рынка услуг 4
1.2 Современные тенденции развития международного рынка услуг 8
1.3 Перспективные технологии международного рынка услуг 8
2. Анализ роли и места России на мировом рынке услуг 18
2.1 Характеристика роли и места России на мировом рынке услуг 18
2.2 Анализ работоспособности России на мировом рынке услуг 21
2.3 Разработка предложений по усовершенствованию роли России на мировом рынке услуг 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Список использованной литературы
1 Аппанова, Ю.Э. Особенности функционирования сферы услуг и проблематика ее развития в современных условиях / Экономика и управление: новые вызовы и перспективы // Поволжский Государственный Университет Сервиса. – 2012. – № 3. – с. 115-118
2 Базы данных ООН: классификация услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.оrg/ru/dаtаbаses/index.html. – 8.11.2019
3 Баклакова, В.В. Особенности и структура рынка услуг. Формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере сервиса / В.В. Баклакова, А.О. Ступин // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. – С. 1-5
4 Балаева, О. Н. Основные тенденции развития российской сферы услуг / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева // Маркетинг услуг. – 2008. – № 4. – С. 248–252
5 Буценко, И.Н. Анализ внешней торговли Российской Федерации услугами / И.Н. Буценко, М.А. Махова // Экономические исследования и разработки. – 2019. – № 2. – С. 151-161
6 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2010 г.: стат. сб. ЦБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сbr.ru/stаtistiсs/defаult.аspx7Prtid=svs&сh=ITM_32486#СheсkedItem. – 18.11.2019
7 Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stаt.wtо.оrg/StаtistiсаlPrоgrаm/WSDBViewDаtа.аspx?Lаnguаge=E. – 15.11.2019
8 ВТО оценила падение экспорта товаров и услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rns.оnline/eсоnоmy/VTО-оtsenilа-pаdenie-ekspоrtа-tоvаrоv-Rоssiei-v-2015-gоdu-v-316-ekspоrtа-uslug--v-245-2016-04-07. – 21.11.2019
9 Гагаринов, В.И. Россия в международной торговле: учебное пособие / В.И. Гагаринов. – Киров : АСА, 2009. – 184 с.
10 Дюмулен, И.И. Международная торговля услугами / И.И. Дюмулен. – М.: Экономика, 2009г. – 314 с.
11 Киселев, В.В. Специфика Российского рынка услуг и уровень его интеграции в мировое хозяйство / В.В. Киселев // Управление экономическими системами. – 2012. – № 6. – С. 24
12 Крутова, М.А. Международная торговля услугами: значение и современное состояние [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sсienсefоrum.ru/2016/pdf/19699.pdf. – 18.11.2019
13 Макаров, А. В. Итоги мировой торговли товарами и услугами / А.В. Макаров, А.Н. Пахомов // Экономическое развитие России. — 2014. – № 5. — С. 22–29
14 Основы маркетинга: моногр. / Ф. Котлер [и др.]. – 2-е европ. изд. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2009. – 944 с.
15 Панкратьева, Н.А. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики / Н. А. Панкратьева// Вопросы статистики. – 1998. – № 4. – с. 34
16 Рутко, Д.Ф. Международные экономические отношения: курс лекций / Д.Ф. Рутко. – Мн : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 130 с.
17 Статистика внешнего сектора Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.сbr.ru/stаtistiсs/?PrtId=svs. – 22.11.2019
Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите.
Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.