Формирование патриотического сознания школьников на уроках права
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы являются всесторонние мероприятия, направленные на повышение патриотизма у учащихся. Работа над формированием патриотического сознания у будущего поколения всегда являлась очень важной и необходимой, поскольку именно период детства и юности является одним из самых плодотворных для формирования патриотического сознания. Патриотизм подразумевает под собой формирование любви к Родине, стремление ее защищать, активную гражданскую позицию, исполненную любви к Отечеству. При этом школьникам неустанно прививается чувство гордости за свою страну, уважение за заслуги ее героев, всячески защищавших родную страну на разных этапах истории. При этом необходимо научить учащихся всесторонне оценивать как положительные, так и негативные эпизоды национальной истории, не опускаясь до кощунства. Поэтому здесь особенно важна роль российского образования. Неслучайно в обществе активно пропагандируется именно гуманистическое воспитание, ставящее своей главной задачей возрождение традиций русского менталитета и чувства подлинного патриотизма. Школьное образование периодически подвергается всевозможным реформам, в том числе и его патриотическая составляющая. Именно она становится главным направлением в российской образовательной политике. Благодаря такой обобщающей информационной системе и разрабатывается современная поведенческая стратегия личности. Патриотическое воспитание становится частью этого процесса, выступая как многодисциплинарная форма деятельности образовательного пространства, так и как форма организации школьной жизни в целом. При этом во всем процессе преобладает демократическое поведение у всех его участников. При этом очень важную роль играют уроки права, направленные на формирование патриотического сознания.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..
1 Теоретические основы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школе………………………………………..………….
1.1 Содержание, сущность и структура патриотического сознания…….……………………………………………………………
1.2 Содержание патриотического воспитания…………………………...
2 Методические аспекты патриотического воспитания на уроках права …
2.1 Урок права как средство формирования патриотического сознания …………………………………………………………………………
2.2 Методические приемы организации уроков права …………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………..…………
Приложение А «Нормативно-правовые акты, регулирующие патриотическое воспитание в школе»……………………………………….
Приложение Б «Разработка урока права по воспитанию патриотизма с применением технологии дебатов» ……………….....................................
Список использованных источников:
1. Абрамов, А. В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания: дисертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Абрамов Андрей Вячеславович; Московский педагогический университет. – Москва, 2001. – 181 с. – Текст : непосредственный.
2. Абрамов, А. В. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? / А. В. Абрамов. – Текст : непосредственный // Государственная служба. – 2005. – № 2 (28). – С. 128-132.
3. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : Айрис пресс, 2002. – 212 с. – ISBN 5-8112-0033-1. – Текст : непосредственный.
4. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография / П. Д. Абдурахманова, В. К. Агарагимова, Р. Х. Айтмагамбетова [и др.]. – Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский Международный Университет», 2020. – 380 с. – ISBN: 978-5-6041266-0-8. – Текст : непосредственный.
5. Алиева, С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Алиева Сарият Адзиевна; Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала, 2002. – 164 c. – Текст: непосредственный.
6. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 546 с. – ISBN 978-5-288-04396-3.– Текст: непосредственный.
7. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва: Прогресс, 1990. – 332 с. – ISBN 5-01-002077-7. – Текст: непосредственный.
8. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 1982. – 192 с. – Текст: непосредственный.
9. Бакштановский, В. И. Гражданское общество: новая этика / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. – Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, НИИ прикладной этики ,1999. – 224 с. – ISBN 5-98257-001-X : 300. – Текст: непосредственный.
10. Бердяев, Н. А. Судьба России : самопознание / Н. А. Бердяев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. –541 с. – ISBN 5-222-00213-6. – Текст: непосредственный.
11. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – Москва: Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2006. – 189 с. – ISBN 5-8112-1693-9. – Текст: непосредственный.
12. Бодалев, А. А. Творческий поиск, передовой опыт, новаторство / А. А. Бодалев. – Текст: непосредственный // Советская педагогика. – 1986. – № 12. – С. 17-18.
13. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. – Санкт-Петербург: Каро, 2004. – 224 с. – ISBN: 5-89815-407-8. – Текст: непосредственный.
14. Быков, А. К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. К. Быков. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5-11.
15. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42.
16. Быков, А. К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. К. Быков. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5-11.
17. Быков, А. К. Формирование патриотического сознания молодежи / А. К. Быков. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 10–21.
18. Быков, А. К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. К. Быков. – Текст: непосредственный // Воспитательная работа. – 2017. – № 5. – С. 4-5.
19. Воробьѐва, В. В. От трагедии войны к трагедии мира (из опыта гражданско-патриотического воспитания) / В. В. Воробьѐва, Т. М. Чистова. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2010 – № 2 – С. 20-27.
21. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с. – Текст: непосредственный.
22. Вырщиков, А. Н. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. – Волгоград : ПринТерра, 2007. – 37 с. – ISBN 978-5-98424-064-2. – Текст: непосредственный.
23. Вырщиков, А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. – Волгоград : ПринТерра, 2008. –162 с. – ISBN 978-5-98424-092-5. – Текст: непосредственный.
24. Вырщиков, А. Н. Педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания / А. Н. Вырщиков. – Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 8-11.
25. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков. – Текст: непосредственный // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 44-45.
26. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : избранные статьи / В. И. Даль ; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. – Москва : Олма-Пресс : Красный пролетарий, 2004. – 700 с. – ISBN 5-224-04281-X. – Текст: непосредственный.
27. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 447 с. – ISBN 978-5-9770-0518-0. – Текст: непосредственный.
28. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Факел, 1997. – 216 с. – ISBN 5-85716-119-3. – Текст: непосредственный.
29. Исаков, В. Б. Игропрактикум: опыт преподавания Основ права в школе и университете / В. Б. Исаков. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. – 302 с. – ISBN 978-5-91768-545-8. – Текст: непосредственный.
30. Калюжный, А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих: учебное пособие / А. С. Калюжный. – Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2004. – 38 с. – Текст: непосредственный.
31. Коган, М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Коган. – Москва: Политиздат, 1974. – 328 с. – Текст: непосредственный.
32. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Academia, 2005. – 173 с. – ISBN 5-7695-2145-73. – Текст: непосредственный.
33. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Текст : электронный // КосультантПлюс : официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_342829/ (дата обращения: 27.03.2022).
34. Котруца, Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы / Л. Н. Котруца. – Текст: непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – № 3. – С. 176 – 183.
35. Кропанева, Е. М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие / Е. М. Кропанева. – Екатеринбург: РГППУ, 2012. – 187 с. – ISBN 978-5-8050-0481-1. – Текст: непосредственный.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. – Москва: Педагогика, 1983. –320 с. – Текст: непосредственный.
37. Лесняк, В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В. И. Лесняк. – Текст: непосредственный // Педагогика. –2006. –№ 5. – С. 110-114.
38. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – Москва : Знание, 1974. – 64 с. – Текст: непосредственный.
39. Лопуха, А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров / Под ред. И. К. Шалаева.– Новосибирск: НГУ, 2001. – 252 c. – ISBN 5-94356-040-8. – Текст: непосредственный.
40. Лукьянова, В. П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лукьянова Валентина Павловна; Московский государственный областной педагогический университет. – Москва, 2003. – 165 с. – Текст: непосредственный.
41. Лутовинов, В. И. Проблемы воспитания патриотизма / В. И. Лутовинов, С. И. Мешкова. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 50 - 53.
42. Лутовинов, В. И. Научные основы и новая стратегия возрождения военно-патриотического воспитания молодежи / В. И Лутовинов. – Текст: непосредственный // Право и безопасность. – 2010. – № 3. – С. 111 – 117.
43. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. В. Мазыкина. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – С. 6 - 11.
44. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – Москва: Педагогика, 2012. – 523 с. – ISBN 5-250-00137-8. – Текст: непосредственный.
45. Макрушина, И. В. Формирование экологического сознания у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Макрушина Инна Васильевна; Адыгейский государственный университет. – Майкоп, 2005. – 26 с. – Текст: непосредственный.
46. Манукян, С. П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив» / С. П. Манукян. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1987. – № 7. – С. 100-109.
47. Марьенко, И. С. Процесс нравственного воспитания: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Марьенко Иван Сергеевич; Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР. – Москва, 1970. – 70 с. – Текст: непосредственный.
48. Микрюков, В. Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Микрюков Василий Юрьевич; Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2008. – 40 с. – Текст: непосредственный.
49. Микрюков, В. Ю. Патриотизм: к определению понятия / В. Ю. Микрюков. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 - 8.
50. Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания / Г. Н. Мусс. – Москва, Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2015. – 182 с. – ISBN 978-5-4475-3984-9. – Текст: непосредственный.
51. Нарежнев, А. Е. Сравнительный анализ государственных программ по патриотическому воспитанию граждан российской федерации / А. Е. Нарежнев. – Текст: непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 139-142.
52. Образцов, П. И. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин ; Академия Спецсвязи России. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с. – Текст : непосредственный.
53. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014 г.) [Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. № 24480]. – Текст : электронный //КонсультантПлюс : официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342829/ (дата обращения: 27.03.2022).
54. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана : Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263. – Текст : электронный //КонсультантПлюс : официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342829/ (дата обращения: 27.03.2022).
55. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова. – Москва : Академия, 2013. – 191 с. – ISBN 978-5-4468-0167-1. – Текст: непосредственный.
56. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. А. Певцова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. – ISBN 5-691-01011-5. – Текст: непосредственный.
57. Платонов, О. И. История русского патриотизма / О. И. Платонов. – Текст: непосредственный // Молодая гвардия. – 2003. – № 11. – С. 221-240.
58. Примерные программы среднего (полного) общего образования: право: 10-11 классы. ФГОС / А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев, Е. С. Королькова, М. В. Рыжаков. – Москва : Просвещение/Вентана-Граф, 2013. – 40 с. – ISBN: 978-5-360-03389-9. – Текст непосредственный.
59. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». – Текст : электронный // КонсультантПлюс : официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342829/ (дата обращения: 27.03.2022).
60. Рубинштейн, С. М. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Питер, 2012. – 705 с. – ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст: непосредственный.
61. Сборник нормативно-правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования / сост. С. Ю. Иванова, Г. С. Шляхова. –Великий Новгород: НРЦРО, 2002. – 140 с. – ISBN 978-5-93078-573-9. – Текст: непосредственный.
62. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика» / В. С. Селиванов; под редакцией В. А. Сластенина. – Москва : Academia, 2004. – 335 с. – ISBN 5-7695-1804-9. – Текст: непосредственный.
63. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников / А. К. Быков, Г. Н. Мусс, М. В. Слабоспицкая. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 12-17.
64. Соловьев, С. М. Избранные труды. Записки / С. М. Соловьев. – Москва : Изд-во МГУ, 1983. – 438 с. – Текст: непосредственный.
65. Сухомлинский, В. А. Воспитание личности в советской школе / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1965. – 213 с. – Текст: непосредственный.
66. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. – Москва: АСТ, 2009. – 236 с. – ISBN 5-7155-0145-8. – Текст: непосредственный.
67. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Москва : Проспект, 2012. – 458 с. – ISBN 978-5-392-03042-2. – Текст: непосредственный.
68. Троицкий, В. Ю. О патриотическом воспитании / В. Ю. Троицкий. – Текст: непосредственный // Русский вестник. – 2004. – №16 (644). – С. 29-30.
69. Ушинский, К. Д. Избранные труды: в 4 кн. кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – Москва : Дрофа, 2005. – 557 с. – ISBN 5-7107-9559-3. – Текст: непосредственный.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ № 287: [Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.]. – Текст : электронный // ГАРАНТ.РУ: официальный сайт. – URL: base. garant.ru (дата обращения: 06.11.2021).
71. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. – Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/docuшent/cons_doc_LAW _342829/ (дата обращения: 04.11.2021).
72. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П). – Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 27.03.2022).
73. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / И. Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 2005. – 516 с. – ISBN 5-8297-0004-2. – Текст: непосредственный.
74. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б.Шапарь, В. Е.Россоха, О. В. Шапарь. – Ростов -на-Дону: Феникс, 2005. – 806 с. – ISBN 5-222-06803-X. – Текст: непосредственный.
75. Шкарлупина, Г. Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин / Г. Д. Шкарлупина. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 359 с. – ISBN 978-5-4475-1593-5. – Текст: непосредственный.
76. Школьный словарь иностранных слов: пособие для учащихся / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская; под редакцией В. В. Иванова. – Москва: Просвещение, 1983. – 207 с. – Текст: непосредственный.
Во-первых, потому что игра через самореализацию стимулирует активность обучающихся, в том числе тех, кто проявляет постоянно низкий интерес к получению правовых знаний через традиционный урок. Во-вторых, благодаря диагностической функции и функции коррекции, процесс выявления отклонений игровой активности учащихся (отклонений от стандартов поведения, предписываемых социальной ролью, выполняемой в игре) можно максимально сократить до внесения положительных коррективных изменений. В-третьих, с помощью игровых технологий обучающиеся могут быстро освоить дидактику общения (коммуникационная функция) и приобрести особые навыки работы в коллективе. И, наконец, наиболее актуальной ролью игровой технологии в процессе правового образовании является то, что задачи будут выполняться через игровую терапию и функции социализации. [75, с. 198]. В игре обучающиеся принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а главное – укрепляются навыки правомерного поведения. Суд здесь будет выступать как игривая групповая форма постановочной игры, например, коллективное осуждение социального зла, такого, как война. Он требует ответственного выбора убедительных фактов, осуждающих войну. Обучающийся участвует в процессе самопознания, самовыражения, собственного утверждения.