Стратегическое управление образовательным учреждением (на материалах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 107» городского округа город Уфа Республики Башкортостан)

Скачать дипломную работу, в которой исследуется стратегическое управление образовательным учреждением (на материалах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 107» городского округа город Уфа Республики Башкортостан)
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.10.2023
Объем файла
716 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день принципиально изменилась роль и место образовательных систем. Ключевая функция образования представляется как стратегический ресурс общества, которое обеспечивает его прогресс во всех сферах, требует системных изменений и в системе  образования. В своём ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул огромную и созидательную роль школьного образования: «Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования. И конечно, нужно взять всё самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально, конечно, новой, современной основе, с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов. Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ………………………………………........ 9

1.1. Понятие, определение и этапы социального проектирования.. 9

1.2. Методы исследования социального проектирования в сфере образования …………………………………………………………………. 13

1.3. Зарубежный и отечественный опыт проектного управления в сфере образования…………………………………………………………......  21

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (НА МАТЕРИАЛАХ МБОУ «ЛИЦЕЙ № 107» ГО г. УФА)…………………….. 30

2.1. Анализ экономико-организационных условий функционирования общеобразовательных учреждений в регионе….  30

2.2. Анализ условий и результатов проектной деятельности……... 36

2.3. Оценка использования проектной деятельности в стратегическом управлении образовательным учреждением……….  42

3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ………………………………………………….....  48

3.1. Разработка стратегии развитии школы как ключевого элемента основы проектного управления…………………………….  48

3.2. Развитие проектного управления в школе…………………….. 55

3.3. «PRO-бизнес» как инструмент формирования предпринимательских компетенций у обучающихся школы……...............  60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..... 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации  утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751).

2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 гг.  (утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. № 61).

4. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в образовании в России: поиск баланса. Материалы семинара "Новая школа": ключевые проблемы социализация детей и развитие образования в современной Роcсии ", май 2015.– 225 с.

5. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. — М:, Прогресс,  2013. – 173 с.

6. Ашманов Игорь СтаниславовичЖизнь внутри пузыря. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. –208 с.

7. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2014.– 267 с.

8. Бетчер Т.И. Управление как творчество, или Опыт школьной управленческой практики / Т.И. Бетчер. – М.: Сентябрь, 2014. -  160 с. 

9. Безрукова В.С. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.– 218 с.

10. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления.- М.: Макс Пресс, 2014.– 437 с.

11. Богословец Л.Г. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений / Л.Г. Богословец. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с

12. Вересов Н.Н. Как устранить конфликт в коллективе, или Формула противостояния (книга для руководителя) / Н.Н. Вересов. – М.: Сентябрь, 2014. – 128 с

13. Воробьев С.Н. Управленческие решения: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2013– 195 с.

14. ВолковА.Е., КузьминовЯ.И., Реморенко,И.М., РудникБ.Л., ФруминИ.Д., ЯкобсонЛ.И. Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики. М.: Вопросы образования, 2016, 216 с.

15. Гамидуллаева Л.А. Повышение эффективности управления бизнес-инкубированием – важнейший фактор социально-экономического развития региона ИнВестРегион № 2/ 2013.

16. Гладилина, И.П., Гришакина, О.П. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства / И.П.Гладилина,  О.П.Гришакина  -  М.: ООО «Коллаж», 2015. – 120с.

17. Зайцева, И. К. Управление образовательными системами: учебное пособие /И. К. Зайцева, В. С. Кукушин, Т. В. Миронова и др.; Под ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2013. – 464 с.

18. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.– 216 с.

19. Информационно-аналитический обзор международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников [учеб.-метод. пособие для преподавателей основ экономики  и предпринимательства] / Сизова М. [и др.] . – СПб: 2014. – 54 с.

20. Управление образовательными системами : учеб.пособие / сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. – Балашов: Издательство "Николаев", 2015. – 60 с.

21. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М.: Сентябрь, 2013.– 128 с.

22. КлиффордФ. Грей, ЭрикУ. Ларсон.Управлениепроектами: Практическое руководство / Пер с. англ — М.: Издательство «ДелоиСервис», 2013. — 528 с.

23. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2013. - N 1.

24. Каганов В.Ш., Рыбин М.В Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор. Шестов А. Г. Вопросы оценки эффективности бизнес-инкубаторов в задачах совмещенного анализа и оценки инновационных структур. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4, 2013.

25. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. – 224 с

26. Кэмпбелл. Управление проектом на одной странице / К. Кэмпбелл. -  М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 160с. 

27. Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. –Омега-Л«Москва», 2016. –253 с.

28. Лебедев О.Е. Эффективное управление школой в современных условиях. – СПб.: КАРО, 2016. – 272с.

29. Левинсон А., Стучевская О. Новые процессы в образовании как сигнал о новых  процессах  в  обществе // Вестник  общественного  мнения. 2014.  № 2 (70). С. 61—69.

30. Ливенцова  Е.Ю., Сырямкина  Е.Г. Формирование  предпринимательской культурышкольников /Диагностикаиформирование мотивационнойготовностик инновационнойдеятельностивусловиях непрерывногопрофессионального образования: Сборник статейстудентовфакультета психологииТГУ поматериаламВсероссийской конференции(Томск,16-18июня 2014г.)–Томск:ТМЛ-Пресс,2014.

31. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям / А.И. Каптерев. – М., Либерия-Бибинформ, 2015. -296 с.

32. Макаренко А.С. Опыт методики работы детской трудовой колонии / Педагогические сочинения – М.:Педагогика, 1983.

33. Максимова Е.А. Командная работа - ресурс развития школы / Е.А. Максимова. – М.: Сентябрь, 2012(Б-ка журнала «Директор школы»). – 144 с. – 

34. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании/ Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. – Мн.: Технопринт, 2014.– 195 с.

35. Матвеева Т.М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: автореферат дис. канд. пед. наук / Матвеева Т.М..- М., 2015.-19 с.

36. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы. – М., Глобус, 2013.– 116 с. 

37. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. –        «КУДИЦ-ПРЕСС», 2017. –416 с.

38. Петрушин В.И. Психологический  справочник директора школы / В.И Петрушин, Н.В. Петрушина. –  М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. – 240 с.

39. Питер Э. Лэнд. Менеджмент - искусство управлять / Лэнд Э. Питер.- М.: ИНФРА-М, 2015. – 144 с. – ISBN 5-86225-165-0

40. Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, эффективно работающие в сложный социальных контекстах // Вопросы образования.-2015.-№4-с.148-177.

41. Романова М.В. Управление проектами / М.В. Романова. – М.: ИД           «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 256 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-8199-0308-7.

42. Сальникова Л.С. Технологии репутационного менеджмента в помощь директору школу / Л.С.Сальникова. -  М.: Сентябрь, 2014 (Б-ка жур.      «Директор школы»). – 144 с.

43. Симонов В.П. Педагогический менеджмент /  В.П. Симонов. - М., Роспедагенство, 2017. – 264 с.

44. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.

45. Трусова, Л.А. Методические материалы  для организации занятий  по формированию у  школьников  предпринимательских  компетенций /Л.А. Трусова - М.: ООО «Коллаж», 2014. – 136с.

46. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб.пособие/ В.Е. Радионов. – СПб.: Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 2016.

47. Реброва, В.И. Проектное управление развитием ДОУ в условиях сельской образовательной среды // Человек и образование: Академический вестник института образования взрослых РАО. – 2014. – №3. – С. 112 -116 (0,3 пл.). (Издание, рекомендованное ВАК МО и науки РФ)

48. Реброва, В.И. Культура взаимодействия воспитателя и ребёнка как условие укрепления психического, физического и нравственного здоровья дошкольников. Материалы X Международной конференции   «Ребёнок в современном мире. Культура и детство» 16-18 апреля 2013 года, СПб, ГПУ, 2003. - С. 301 -304 (0,25п. л.)

49. Реброва, В.И. Перспективы развития учреждений дошкольного образования в сельской местности / В.И. Реброва И Учреждения НПО и СПО в системе непрерывного образования: материалы научно-практической конференции / Под ред. В.П. Топоровского. - СПб: ЛОИРО, 2014. - С. 81-84 (0,25 п. л.).

50. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2017. – 288 с.

51. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник для ВУЗов. - 6-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015– 314 с.

52. Фуллан М.Выбор ложных движущих сил для реформ целостной системы //Вопросы образования.-2014.-№ 4.

53. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 320 с.

54. Щербо И.Н. Интуитивный менеджмент: опыт управления педагогическим коллективом / И.Н. Щербо. – М.: Сентябрь, 2015. – 160 с.

55. Экономикаобразования: Учебное пособие / А. Ю. Кальянов, Е. Н. Басовская, А. М. Лунева, Е. В. Бородинова, И. В. Савина; Под ред. А. Ю. Кальянова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015.– 172 с.

56. Юсупов, В.З. Проектирование образовательной программы школы. Москва-Киров, 2014.– 189 с.

57. Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.04.2022).

58. Министерство образования Республики Башкортостан: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2016. (Дата обращения: 12.04.2022).

59. Министерство образования Республики Башкортостан: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2017. (Дата обращения: 28.03.2022). 

60. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. 2015-2018. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru. (Дата обращения: 18.04.2022).

Предпринимательская компетенция – это личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться высоких результатов. Предпринимательская компетенция включает в себя информационную, коммуникативную и проектную компетенции и выражается в следующих характеристиках личности: 
– готовность к эффективной коммуникации – владение основными коммуникативными способностями и навыками представления своей точки зрения в диалоге, публичном выступлении, использование ресурсов коммуникации для решения поставленных задач;
– готовность к использованию информационных ресурсов – способности структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планиро¬вании и реализации своей деятельности;
–готовность и способность применения методов проектирования в практической жизни – умение самостоятельно выявлять проблему, находить пути и средства ее решения, формулировать цели, задачи и  способность публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения; 
– готовность к самоорганизации своей деятельности – способность оценивать необходимость той или иной информации для планирования и осуществления своей деятельности, самостоятельно осваивать способы решения поставленной задачи.