Влияние доходов бюджета муниципального образования на развитие инфраструктурных проектов (на материалах Администрации ГО г. Бирска)
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация является федеральным государством и, поэтому его бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного. Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, которые в свою очередь состоят из местных уровней, а бюджеты местных определяют региональный бюджет, а в конечном счете – и весь бюджет России.
Несмотря на это, в некоторых местных бюджетах государственные финансы аккумулируются меньше всего. Причина этого заключается в том, что большая часть налогов, уплачиваемых населением государству, поступает в федеральный и региональный бюджеты, а также в том, что муниципалитеты во многом зависят от субсидий и субвенций бюджетов других уровней, которые имеют небольшой объем собственных финансовых ресурсов. Это отражается не только на доходах этих муниципалитетов, но и на уровне жизни населения – снижение заработной платы, доходов предприятий и др., что в свою очередь приводит к обратному снижению доходов самого муниципалитета, что связано со снижением налоговых поступлений в его бюджет.
Однако муниципалитет, который имеет собственную доходную базу и не субсидируется, находится в лучшем положении по сравнению с остальными, наиболее зависимыми от межправительственных трансфертов местных бюджетов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие, сущность и источники муниципального бюджета 8
1.2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 14
1.3. Мировой опыт основных статей доходов и расходов бюджетов муниципального образования 18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.БИРСК 38
2.1. Общая характеристика формирований бюджетов муниципального образования РБ 38
2.2. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Бирск 42
2.3. Ключевые статьи расходов и их эффективность 52
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАТЕЙ РАСХОДОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Г. БИРСК 58
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным бюджетом г. Бирск 58
3.2. Определение показателей эффективности по расходной части бюджета МО г. Бирск 63
3.3. Развитие предпринимательства (или реализация проектов ГЧП) на примере реализации проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 60 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 04.08.2014. — N 31. — ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 16.04.2022 г.) // Режим доступа: [Консультант плюс].
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2. от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. От 03.12.2012 г.) // Режим доступа: [Консультант плюс].
4. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (ред. от 11.06.2021г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов"// Режим доступа: [Консультант плюс].
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Режим доступа: [Консультант плюс].
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2016 г. № 249 // Российская газета. - Федеральный выпуск. – 2016. – №3490
7. Постановление «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от 19 апреля 2005 г. №239. // Российская газета. - Федеральный выпуск. – 2005 – №3582
8. Постановление «Об утверждении Положения о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ» от 27 апреля 2005 г. №259. // Российская газета. - Федеральный выпуск. – 2005 – №3591
9. Устав муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
от 12 июля 2018 г. (Приложение) к решению Совета муниципального района Бирский район РБ от 12 мая 2012 года №892.
10. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учеб. пособие [Текст] / О. С. Белокрылова. – Москва Альфа-М, 2015. – 240 с.
11. Бесстремянная, Г.Е. Неформальные налоги на предоставление общественных благ в российских регионах [Текст] / Г.Е. Бесстремянная // Вопросы Экономики. – 2019. – №1. – С. 124-134.
12. . Блинова, Н.В. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Блинова. Москва, ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
13. Бухвостов, Д.А. Местное самоуправление [Текст] / Д.А. Бухвостов. – М.: АСТ, 2017. – 239 с.
14. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ [Текст] / Н.Б. Ермасова. М.: ИНФРА-М, 2018. – 280 с.
15. Жидкова, Е.Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие [Текст] / Е.Ю. Жидкова, Н.А. Видеркер. – В.: СКФУ, 2018. – 252 с.
16. Зайцева М. О социально-экономической эффективности управления муниципальными финансами // Самоуправление. 2012. № 6–7
17.Кленов, С.Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учеб. пособие [Текст] / С.Н. Кленов, С.Н. Новиков, П.Е. Кричинский. – Москва, АСТ, 2017. – 268 с.
18. Марченко, Т.С. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов [Текст] / Т.С Марченко // Молодой учёный. – 2019. – №10. – С. 90-93.
19. Несветайлов, П.В. Бюджет региона: формирование и использование [Текст] / П.В. Несветайлов. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 114 с.
20. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб., 4-ое изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 293 с.
21. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие [Текст] / В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
22. Петрушина, О.В. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований [Текст] / О.В. Петрушина // Молодой учёный. – 2018. – №32. – С. 166-168.
23.Подъяблонская, Л. М. Финансы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л. М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИДАНА, 2017. - 407 с. - ISBN 978-5-238-01714-3. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code= (дата обращения: 10.03.2022).
24. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебн. Пособие [Текст] / О.М. Рой. – Санкт-Петербург, 2016. – 415 с.
25. Россинский, Б.В. Административное право [Текст] / Б.В. Россинский. – М.: Норма, 2018. – 566 с.
26. Рыкалина, О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации [Текст] / О.В. Рыкалина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 228 с.
27. Угурчиев, О.Б. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие [Текст] / О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева. – Москва, 2016. – 378 с.
28. Россия в цифрах: статистический сборник / Росстат. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 255 с.
29. . Исполнение местных бюджетов в Российской Федерации министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерство финансов России – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122097 (дата обращения 20.02.2022)
30. Салынцев, Ю. А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования / Ю. А. Салынцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 700-703. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17735/ (дата обращения: 24.04.2022).
31. Республиканские порталы – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL
Независимая газета – Режим доступа: https://www.ng.ru/economics/2022-04-28/4_8430_money.html / (дата обращения 15.04.2022).
32. Экономика. Информация о социально-экономическом положении муниципального района Бирский район за 2021год – Режим доступа: https://birsk.bashkortostan.ru/activity/11845/ (дата обращения 20.04.2022).
33.Томашевская, Л.И. Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» 18 [Электронный ресурс] / Л.И. Томашевская, Г.А. Мусина. – Уфа: Башкирский кооперативный институт (филиал), 2019. – 29 с. // ufa.ruc.su. – URL: https://ufa.ruc.Metodicheskie_ukazania_po_oformleniyu_VKR_i_textovykh_rabot.pdf// (дата обращения: 01.02.2022).
34. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL https://science-education.ru/ru/article/view?id=6427
«Улица мастеров» Благоуствойство центральной улицы [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL https://youtu.be/iUrF9k0dkSM/ (дата обращения: 04.2022).
35. Хименес Б.С. Оценка эффективности рациональных подходов к бюджетированию: планирование восстановления налоговой системы и бюджетная платежеспособность муниципалитетов [Электронный ресурс]. // Web of Science – Режим доступа: https://clarivate.com/products/web-ofscience.com (дата обращения 28.04.2022)
В условиях перехода к инновационному типу развития экономики необходимо глубокое понимание и переосмысление процессов, связанных с управлением бюджетами. Это обусловлено тем, что бюджет, являясь важнейшим средством экономического регулирования, оказывает влияние на развитие структуры экономики, социальной сферы и территориальных пропорций, чем способствует ускорению темпов развития общества. При этом возрастают требования к эффективности управления бюджетами на всех уровнях бюджетной системы. В последние годы эффективность управления бюджетами органов государственной власти уделяется достаточное внимание. При этом разработка проблем эффективности управления местными бюджетами пока не получила должного внимания. Это объясняется сложностью определения особенностей управления бюджетами органов местного самоуправления, а также в значительной степени такое положение можно объяснить трудностями выявления специфических показателей, способных измерить и отразить эффективность управления местными бюджетами. Если проблема оценки эффективности управления федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации в значительной степени приведена в определенную систему, состоящую из показателей, способных отражать относительно соизмеримую деятельность органов государственной власти по управлению бюджетами их публично-правовых образований, то существующий перечень показателей эффективности управления бюджетами органов местного самоуправления сегодня не отвечает требованиям системы, способной характеризовать эффективность управления местными бюджетами. Это обусловлено тем, что органы государственной власти каждого региона разрабатывают и внедряют показатели, косвенно характеризующие отдельные аспекты эффективности управления местными бюджетами [14; 21; 28], которые даже в рамках данного региона не всегда сопоставимы из-за того, что не учитывают разнородность органов местного самоуправления и, соответственно, различия в формировании и использовании средств их бюджетов.