Значение искусства танца в эстетическом воспитании детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Искусство хореографии всегда привлекало внимание детей. На сегодняшний день хореографическое искусство, как средство дополнительного образования широко распространенно в дошкольных учреждениях, а также в общеобразовательных школах. Отделения хореографии в школах искусств и хореографические школы реализуют эстетическое воспитание детей и подростков, основой которого является приобщения к культурным ценностям и, в частности, к искусству хореографии. Эстетическое воспитание даёт возможность наиболее полно развить индивидуальные способности ребёнка. Поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно большему кругу детей и подростков, ведь дети любят танцевальное искусство. Посещение занятий происходит в течение длительного времени. Дети настойчиво, стараются обрести как можно больше знаний, умений и навыков. Используя специфику танцевального искусства и заинтересованность детей, преподаватели хореографических коллективов могут иметь возможность для осуществления эстетического воспитания подрастающего поколения россиян.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………………3
Глава I. РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ……………………………………………………………..7
1.1 Эстетическое воспитание. Понятие «эстетическое воспитание», сущность эстетического воспитания в XXI в. (в России)…………………………….7
1.2 Хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания детей………………………………………………………………………….11
1.3 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе…...17
Глава II. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ХОРЕОГРАФИИ………………………………………………………………...21
2.1 Особенности характеристик возрастных и индивидуальных особенностей детей……………………………………………………………………………...21
2.2 Решение задач эстетического воспитания детей на занятиях хореографией в хореографическом коллективе (с привлечением опыта работы коллектива)………………………………………………………………………31
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы (на основе анкетирования участников коллектива)………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
1. Айламазьян, А. М. Эстетика свободного танца / А. М. Айламазьян // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 43-51.
2. Аксенова, Т. А. Особенности хореографической подготовки в процессе занятий эстетической гимнастикой [Электронный ресурс] / Т. А. Аксенова, Н. Е. Бойченко, Т. В. Грязнова, С. В. Вишнякова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. - № 4. – С. 7-12. - Режим доступа: ЭБС «Лань».
3. Базелюк, В. В. Разработка танцевальной арт-терапии как педагогическое условие становления эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании [Электронный ресурс] / В. В. Базелюк, А. Г. Чурашов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. - № 12-2. – С. 23-29. - Режим доступа: ЭБС «Лань».
4. Базелюк, В. В. Становление эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографической деятельности как актуальная педагогическая проблема [Электронный ресурс] / В. В. Базелюк, А. Г. Чурашов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2011. - № 12-1. – С. 24-31. - Режим доступа: ЭБС «Лань».
5. Белов, В. А. Особенности формирования эстетических эмоций средствами хореографического искусства / В. А. Белов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 47-50.
6. Боголюбская, М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учебное методическое пособие для клубных работников / М. С. Боголюбская ; ВНМЦНТИКПР. - Москва : [б. и.], 1986. - 92 с.
7. Бурцева, Г. В. Современный танец в образовательной среде вузов культуры и искусств / Г. В. Бурцева // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Пермь, 25-27 октября 2017 г. - Пермь : [б. и.], 2017. - С. 34-41.
8. Зыков, А. И. Современный танец. Учебное пособие для студентов театральных вузов [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Зыков. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 344 с. — Режим доступа: ЭБС «Лань».
9. Казаринова, Т. А. Репертуар как средство идейно-эстетического воспитания подростка. / Т. А. Казаринова // Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. - Пермь : [б. и.], 1981. - С. 45-47.
10. Казаринова, Т. А. Хореография в эстетическом воспитании детей и подростков / Т. А. Казаринова // Проблемы и перспективы эстетического развития детей и подростков во внешкольной работе: Тезисы, материалы. сообщения к областной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы внешкольной воспитательной работы с детьми и подростками. - Пермь : [б. и.], 1990. – С. 48-54.
11. Кузнецов, Е. А. Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций / Е. А. Кузнецов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2016. - № 2. - С. 37-46.
12. Марченко, С. Е. Личность руководителя самодеятельного коллектива как главный фактор формирования эстетической культуры подростков / С. Е. Марченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2010. - № 3. - С. 116-118.
13. Мордовина, И. Н. Организационно-педагогические условия развития клубного танца в системе социально-культурной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / И. Н. Мордовина ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 26 с.
14. Найн, А. Я. Методика формирования эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами [Электронный ресурс] / А. Я. Найн, О. Л. Карпова // Наука и спорт: современные тенденции – 2014. - № 2. – С. 50-54. - Режим доступа: ЭБС «Лань».
15. Нестерова, К. В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков [Электронный ресурс] / К. В. Нестерова // Наука и школа – 2010. - № 5. – С. 113-115. – Режим доступа: ЭБС «Лань».
16. Никитин, В. Ю. Инновационные формы обучения в хореографическом искусстве / В. Ю. Никитин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 233-238.
17. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учеб. пособие / В. Ю. Никитин. - Москва: ГИТИС, 2011. - 472 с.
18. Никитин, В. Ю. Проблемы организации детского любительского хореографического творчества на современном этапе развития досуговой деятельности / В. Ю. Никитин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 5. - С. 174-185.
29. Никитин, В. Ю. Современные направления танца в социокультурной рефлексии / В. Ю. Никитин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 3: Ч. 1. - С. 87-91.
20. Никитин, В. Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы / В. Ю. Никитин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 232-238.
21. Никитин, В. Ю. Танец как социокультурный феномен: Три лика Терпсихоры / В. Ю. Никитин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6. - С. 292-298.
22. Новокщенова, О. И. Теория и практика исследований видов танцевальной композиции в эстетической гимнастике [Электронный ресурс] / О. И. Новокщенова, С. В. Вишнякова, Е. Г. Борисенко // Физическое воспитание и спортивная тренировка – 2017. - № 4. – С. 130-136. - Режим доступа: ЭБС «Лань».
23. Петров, О. Трактовка "органического": к вопросу о сравнении классического и современного танца / О. Петров // Музыкальная академия. - 2015. - № 1. - С. 174-179.
24. Ритмика для детей 5-6 лет группы раннего эстетического развития (срок обучения: 1 год): учебная программа / Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. - 40 с.
25. Стюарт, Ю. В. Педагогическая траектория формирования художественно-эстетической компетенции будущих хореографов [Электронный ресурс] / Ю. В. Стюарт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2015. - № 1. – С. 98-108. – Режим доступа: ЭБС «Лань».
26. Филатов, С. В. От образного слова – к выразительному движению / С. В. Филатов. – Москва, 1993.
27. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах: метод. рекомендации / ВНМЦНТИКПР. - Москва : [б. и.], 1982. - 14 с.
28. Хайкара, Н. Становление авторской позиции подростков в процессе эстетико-хореографической деятельности / Н. Хайкара // Искусство в школе. - 2009. - № 5. - С. 75-78.
29. Чечина, Ж. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии и в учреждениях дополнительного образования детей: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ж. В. Чечина ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2011. - 24 с.
30. Чурашов, А. Г. Педагогическая модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии [Электронный ресурс] / А. Г. Чурашов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2012. - № 8. – С. 184-194. - Режим доступа: ЭБС «Лань».
31. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. / – К.Д. Ушинский, Москва ;УРАО, 2002.
32. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание в детском доме. – Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
33. Янковская, О.Н. Хореографическое искусство. Справочник. / Учить ребенка танцам необходимо. О.Н. Янковская // Начальная школа, Москва: Просвещение – 2015.
Эмоциональное состояние становится тяжело управлять. По мнению В. А. Сухомлинского, цитирую: «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра подлости» . Эмоциональные переживания характеризуются устойчивостью, дети надолго запоминают особенно отрицательные моменты (обиду и несправедливость). В этот период наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живёт своим миром. Но со временем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается. Эмоциональную неустойчивость можно сбалансировать подражанию опытных, взрослых людей, которые уже умеют справляться со своими эмоциями. Устраивать воспитанникам встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей. Дети в возрасте 15-18 лет (9-11 классы) – в отношении физиологическом данный период характеризуется интенсивным развитием мускулатуры, активным продолжением развития мозга, формированием конкретных убеждений и мировоззрения, возникновением потребности к пониманию себя, смысла жизни. Юноши и девушки отличаются готовностью к большой физической и умственной нагрузке. Возникает проблема выбора профессии и желание быть выделенным из группы. Появляется самостоятельность в суждениях. Данному периоду свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Урок по хореографии должен выстраиваться в данный период с полной нагрузкой. Педагог-хореограф может наиболее способным подросткам доверить возможность проведения занятий в младших классах, тем самым воспитывая в старших учениках чувство ответственности, а в младших уважение к старшему поколению. В целях более успешной работы он должен разбираться в особенностях каждого возрастного периода. Основываясь на данном положении, умело и грамотно составлять образовательный процесс. При составлении репертуара и плана воспитательной работы учитывать психологические особенности детей каждого возрастного периода.