Роль органов государственной власти и местного самоуправления в организации системы управления сферой ГО и ЧС на примере городского поселения «Город Амурск
Введение
В современных условиях безопасность общенациональных и общегосударственных интересов любой страны и всего мировою сообщества, всех сфер и институтов общественной жизнедеятельности каждого государства, а также жизненно важных интересов человека и гражданина, неразрывно связана с их защитой от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера. Актуальность данной темы состоит в том, что совершенствование современной системы безопасности в чрезвычайных ситуациях требует новых подходов, связанных с повышением интеграции действий различных уровней управления: федерального, регионального, местного и объектового. В современных условиях безопасность общенациональных и общегосударственных интересов любой страны и всего мировою сообщества, всех сфер и институтов общественной жизнедеятельности каждого государства, а также жизненно важных интересов человека и гражданина, неразрывно связана с их защитой от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования системы управления сферой ГО и ЧС в России 7
1.1. МЧС России .Общая структура Единой Государственной Системы Чрезвычайных Ситуаций в России 7
1.2. Региональный аспект предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий 26
1.3. Перспективы развития системы ГО и ЧС..............................................29
2. Анализ региональной системы управления сферой ГО И ЧС (на примере городского поселения «Город Амурск»).......................................................37
2.1. Характеристика состояния системы ГО И ЧС Хабаровского края 37
2.2. Анализ деятельности в области ГО и ЧС в городском поселении «Город Амурск» 46
2.3. Проблемы подготовки населения городского поселения «Город Амурск» к действиям в чрезвычайных ситуациях.......................................62
3. Пути совершенствования системы управления сферой ГО И ЧС городского поселения «Город Амурск»........................................................67
3.1. Предложения по совершенствованию системы ГО и ЧС на территории городского поселения «Город Амурск» 67
3.2. Рекомендации по внедрению предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления сферой ГО и ЧС на территории городского поселения «Город Амурск»........................................................73
3.3. Социально-экономический эффект проектных мероприятий по совершенствованию системы управления сферой ГО и ЧС на территории городского поселения «Город Амурск»........................................................86
Заключение .91
Список использованных источников...................................................................96
Приложение А Структура управления МЧС России 102
Приложение Б Основные функции ГУ МЧС России по Хаб. краю ...103
Приложение В Основные задачи и функции ЕДДС........................................109
Приложение Г Обобщенная схема взаимосвязи организационной структуры региональной и муниципальной ЕДДС «Системы-112».................................112
Приложение Д Примерный план учебно-консультационного пункта ГО и ЧС.......................................................................................................................113
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 11.07.2004 № 868(ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
3. Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» от 28.12.2010 года № 1632 (ред. 13 ноября 2018 г) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
4. Указ Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций» от 13.11.2012 № 1522 // Собрание законодательства РФ от 19.11.2012. - № 47. - Ст. 6454.
5. Указ Президента Российской Федерации « О структуре федеральных органов исполнительной власти» «от 10.01.1994 № 66 (ред. от 29.11.2004) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1994. - № 3. - Ст. 190.
6. Постановление Правительства РФ «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24.03.1997 № 334 (ред. от 20.09.2017) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 № 841 (ред. от 22.10.2008) // Собрание законодательства РФ от 06.11.2000. - № 45. - Ст. 4490.
8. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (РСЧС) от 30.12.2003 № 794 (ред. от 10.12.2021): [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
9. Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» от 4.09.2003 № 547 (ред. от 10.09.2016) : [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
10. Постановление Правительства РФ « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 № 794 (ред. от 10.12.2021) : [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
11. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.2007 № 304 (ред. от 20.12.2019) : [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
12. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований» от 25.08.2008 № 1240-р // Собрание законодательства РФ от 01.09.2008. - № 35. - Ст. 4065.
13. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ -.1994. - № 35. - Ст. 3648.
14. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 7. - Ст. 799.
15. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ».
16. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 2.10.2012 № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 08.10.2012. - № 41. - Ст. 5525.
17. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
18. Распоряжение Правительства Хабаровского края «О развитии и совершенствовании Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 31 августа 2018 года № 561-рп [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ».
19. Аношин В.М., Неровных А.Н., Земляков А.М. Управление силами РСЧС в условиях чрезвычайных ситуаций: Учеб. пособие. – М.: Ака
20. Батырев В.В. Оперативное управление мероприятиями РСЧС / В.В. Батырев и др. Книга 3. Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. – М.: Институт развития МЧС России, 2005. - 250 с.
21. Батырев В.В. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. В.В. Батырев и др. Книга 1. Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. – М.: Институт развития МЧС России, 2005. – 202 с.
22. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / А.Т. Смирнов и др. – М.: Дрофа, 2009. - 310 с. С. 25.
23. Бурганова Л.А. Теория управления. Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 137 с.
24. Вакарев А.А. Региональный экономический механизм предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий: автореф… дисс. д.э.н. // А.А. Вакарев. – Волгоград: ВГУ, 2013. - № 5. – С. 3. -50 с.
25. Вакарев А.А. Совершенствование экономического механизма предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий: региональный уровень // А.А. Вакарев // УЭкС. Региональная экономика. – 2020. - № 5. – С. 13.
26. Гидулян Н.Ф. Подготовка населения по вопросам гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях / Н.Ф. Гидулян // Технологии гражданской безопасности. – 2020. – Т. 3. – № 2. С. 78-80.
27. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного в 2020 году» / - М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.
28. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году» / М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019, 344 с.
29. Калюжный Е.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е.А. Калюжный и др. - Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. – 300 с.
30. Камышанский М.И. Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций / М.И. Камышанский и др. – М.: Институт риска и безопасности, 2010. – 608 с.
31. Кульпинов С.В. Практический минимум уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны объекта / С.В. Кульпинов. – М.: Институт риска и безопасности, 2011. – 241 с.
32. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Н.И. Ниретин. - Арзамас: АГПИ, 2008. – 211 с. С. 54-65.
33. Отчет о научно-практической работе «Организация планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны в органах управления по делам ГО и ЧС Дальневосточного региона» // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2020. - №1. - С.738-748.
34. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: методическая / сост.: Л.Н. Борисенко, В.А. Горишний, В.Б. Чернецов. - Н.-Новгород: НГТУ, 2010. - 47с.
35. Пучков В.А. Основные итоги работы МЧС России за 9 месяцев 2021 / В.А. Пучков // Выступление в Государственной Думе Федерального собрания РФ. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru /articles/ interview/Pressa/item/536881/ (Дата обращения: 16.03.2022 г.).
36. Радоуцкий, В.Ю. Материально-техническое обеспечение мероприятий ГО и РСЧС: учеб. пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.В. Шаптала; под ред. В.Ю. Радоуцкого. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. – 134 с.
37. Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» Департамента гражданской защиты МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2005. - 19 с
38. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. – М.: МЧС России, 2012. – 68 с.
39. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// https://www.unisdr.org/files/43291_russiansendaiframeworkfordisasterri.pdf (Дата обращения: 16.03.2022 г.).
40. Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / А.Т. Смирнов и др. – М.: Дрофа, 2009. - 310 с. С. 25.
41. Методические рекомендации по созданию и функционированию учебно - консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края. – Хабаровск: ГУ МЧС по Хабаровскому краю, 2018. – 28 с.
42. Тактика сил РСЧС и ГО: Учебное пособие / Калайдов А.Н., Неровных А.Н., Заворотный А.Г., Симонов В.В., Земляков А.М. Под общ. ред. А.И. Овсяника. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 226 с.
43. Теория управления силами и средствами в условиях ЧС. Курс лекций. / А.Н. Неровных, А.Н. Калайдов, О.И. Мухин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. – 229 с.
44. Учебно-методический сборник по пропаганде социально-экономической значимости мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС в современных условиях / В.И. Басов, М.О. Чернов; Под общей ред. А.А. Харитонова. – Ульяновск: УМЦ по ГО и ЧС, 2009. – 46 с.
45. Фролов А.И. Чрезвычайная ситуация: цивилистический аспект: автореф. дис... канд. юрид. наук. Томск ТГУ, 2013. - С. 24.
46. Черничко Б.И. Научные проблемы развития и совершенствования РСЧС / Б.И. Черничко // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - №1. - С.519-531.
47. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/
48. Официальный сайт ГУ МЧС России по Хабаровскому краю [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.27.mchs.gov.ru/
49. Официальный сайт Администрации г. Амурска. - Режим доступа: http://www.amursk.ru
Главные управления МЧС России по субъектам РФ закреплены договорами между МЧС и органами исполнительной власти субъектов РФ. Они осуществляют в установленном порядке руководство подразделениями ГПС, ГИМС, аварийно-спасательными, поисково-спасательными, пожарно-спасательными формированиями и организациями (объектами экономики), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ.
Региональная подсистема предупреждения ЧС и преодоления их последствий, играет ведущую роль в общей федеральной системе, что обусловлено локализацией ресурсов и капитала, потенциально опасных зон и объектов, интегрирующим положением между органами федерального и местного управления, а также наличием реальных административно-экономических рычагов для реализации задач всей системы:
- рационального размещения организаций;
- подготовки населения и региональных объектов к устойчивому функционированию в ЧС;
- формирования системы резервов;
- осуществления мониторинга ЧС;
- разработки и реализации целевых программ.
Причем данный механизм, представляя собой систему отношений в рамках социально-экономического развития регионов, выступает как основной элемент обеспечения подобной комплексности, позволяющей органично интегрировать мероприятия оперативного характера, проводимые в период ЧС, с мероприятиями по предупреждению ЧС и деятельностью по полной реабилитации объектов и регионов.