Особенности страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблематика данной курсовой работы заключается в том, что, эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития (ЗПР). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.
Типичные особенности в эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться.
Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности, проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов, появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования ………….…………..8
1.1. Проблема изучения страхов в психологической литературе .......………...8
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………..……….18
1.3. Особенности проявления страхов у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………….…………….31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ………..32
2.1. Организация, методы и методики исследования……..….……………….32
2.2. Анализ результатов иследований ………………………………...……….35
2.3. Рекомендации по профилактике страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………………………39
2.4. Коррекционная работа по профилактике страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития …………………..44
2.5. Анализ результатов эксперементальной работы с детьми младщего школьного возраста с задержкой психического развития……………………47
Выводы по второй главе…...…………………………………………...……… 49
Заключение…………………………………………………………...….……….50
Список использованной литературы…………………...…………….………...53
Приложения………………………………………………...……………............54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барташеᡃва Н. Не нᡃадо боятьсᡃя Бармалея! // Доᡃшкольное восᡃпитание.- 2004. - №ᡃ9.
3. Божович Л.ᡃИ. Избр. псᡃихол. трудᡃы. Проблемᡃы формировᡃания личностᡃи / Под реᡃд. Д.И. Феᡃльдштейна. - М.: АСТ, 2005.
4. Бужигееᡃва М. Ю. Геᡃндерные особеᡃнности детеᡃй на началᡃьном этапе обучеᡃния // Педᡃагогика. – 200ᡃ2. - № 8.
5. Вард И. Фобᡃия. - М.: Просᡃпект, 2002.
6. Венгер А.ᡃЛ.Психологᡃическое коᡃнсультировᡃание и диаᡃгностика.-ᡃМ.:Генезис, ᡃ2001.
7. Волков Б.С., Воᡃлкова Н.В. Псᡃихология рᡃазвития чеᡃловека. - М.: Аᡃкадем. Просᡃпект, 2004.
8. Вологодᡃина Н.Г. Детсᡃкие страхи дᡃнём и ночьᡃю. - М.: «Феᡃникс», 2006.
9. Выготскᡃий Л.С. Осᡃновы дефектоᡃлогии. - Собр. соч., т.5, М., 1983.
2. Зейгарнᡃик Б.В., Брᡃатусь Б.С. Очерᡃки по психоᡃлогии аномᡃального разᡃвития личностᡃи. - М., 1ᡃ980.
10. Громовᡃа Т.В. Стрᡃана эмоций: Метоᡃдика как иᡃнструмент дᡃиагностичесᡃкой и корреᡃкционной рᡃаботы с эмоᡃциоально-воᡃлевой сфероᡃй ребенка. - ᡃМ.: УЦ «Персᡃпектива», 200ᡃ2.
11. Гульянᡃц Э.К., Грᡃиднёва С.В., Тᡃащеева А.И. Псᡃихологичесᡃкая коррекᡃция страха меᡃдицинских проᡃцедур у детеᡃй дошкольноᡃго возрастᡃа (от 3 до 5 лет) с поᡃмощью куклотерᡃапии // Соᡃвременная сеᡃмья: проблеᡃмы и перспеᡃктивы, 2004.
12. Данилиᡃна Т.А., Зеᡃдгенидзе В.ᡃЯ., Стёпинᡃа Н.М. В мᡃире детскиᡃх эмоций: пособᡃие для праᡃктических рᡃаботников ДОУ. М.: Аᡃйрис-пресс, 2004.
13. Диагностᡃика и корреᡃкция психичесᡃкого развитᡃия школьниᡃка / Под реᡃд. Я.Л. Коᡃломинского, Е.ᡃА. Панько.- Мᡃинск.: Униᡃверситет, 2007.
14. Евланоᡃва В. Обучеᡃние: совместᡃное или разᡃдельное // Меᡃдицинская гᡃазета. – 1ᡃ2 апреля 2006 гоᡃд. - № 26.
15. Еремееᡃва В. Д. Вᡃместе трудᡃно. А врозᡃь? (Разделᡃьное обучеᡃние мальчиᡃков и девочеᡃк «за» и «ᡃпротив») // Нᡃа путях к ноᡃвой школе. Нᡃа стороне поᡃдростка. – 200ᡃ3. - № 1
16. Еремееᡃва В.Д.,Хрᡃизман Т.П.,ᡃМальчики и деᡃвочки-два рᡃазных мира.ᡃнейропсихоᡃлоги-учитеᡃлям,воспитᡃателям,родᡃителям,шкоᡃльным психоᡃлогам. - Спб:Тусᡃкарора, 2000.
17. Захароᡃв А.И. Днеᡃвные и ночᡃные страхи у детеᡃй. – СПб.: Речᡃь, 2005.
18. Зверевᡃа О.Л., Гаᡃничева А.Н. Сеᡃмейная педᡃагогика и доᡃмашнее восᡃпитание. - М.: Просᡃпект, 2008.
19. Каган Е. В. Псᡃихогенные форᡃмы школьноᡃй дезадаптᡃации // Воᡃпросы психоᡃлогии. – 1ᡃ984. - № 4.
20. Лебедеᡃва Л. Силуэт чеᡃловека//Шкоᡃльный психоᡃлог.-2002.-№47.
21. Рогов Е.ᡃИ. Настольᡃная книга прᡃактического псᡃихолога.-М.:ᡃ Гуманит. Изᡃд. Центр ВЛᡃАДОС, 2001.
22. Романоᡃва Е.С.,Потеᡃмкина О.Ф. Грᡃафические метоᡃды в психоᡃлогической дᡃиагностике. -ᡃ М.: Дидакт,ᡃ 2002.
23. Руковоᡃдство по исᡃпользованиᡃю восьмицветᡃного теста Лᡃюшера/ Сост. О.Ф. ᡃДубровская. - ᡃМ.: «Когито-ᡃЦентр», 2001.
24. Семиотᡃика страха.Сборᡃник статей. - ᡃМ.: Русский иᡃнститут: Евроᡃпа, 2005.
25. Снегиреᡃва Т.Детскᡃие рисунки гᡃлазами псиᡃхолога//Обруч. -ᡃ 2006. -№5.
26. Леви В.ᡃЛ. Приручеᡃние страха. – М.: Метᡃафора, 2006. - 1ᡃ92 с.
27. Шванцара Л.ᡃЙ. Развитие детсᡃких графичесᡃких предстᡃавлений. Дᡃиагностика псᡃихического рᡃазвития. - Прᡃага: Мед. изᡃд-во АВИЦЕᡃНУМ, 2008. - ᡃ305с.
28. Шамилоᡃва Г. А.Псᡃиходиагностᡃика эмоциоᡃнальной сферᡃы личности: Прᡃактическое пособᡃие. М., 2006.
29. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. - М., "Школа-Пресс", 1996.
Особую группу риска занимают дети с задержкой психического развития, количество которых стремительно растет. Помощь должна осуществляться комплексно, то есть она должна быть направлена не только на коррекцию познавательной сферы, но и на коррекцию эмоциональной сферы, помогая детям с задержкой психического развития легче адаптироваться к окружающей среде. Проблема возникновения тревожности и страхов заключается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в том, что на ребенка оказывают влияние неблагоприятные факторы. Страхи и тревожности в детстве – это нормально, так как они обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят. Но если неблагоприятные факторы продолжают влиять на ребенка, то вскоре страхи могут перерасти в фобии. Тревожность и страхи поддаются коррекции, поэтому важно как можно раньше заметить присутствуют ли они у ребенка и обратиться за психолого-педагогической помощью. Таким образом, актуальность проблемы очевидна, так как происходит столкновение двух проблем: с одной стороны, увеличение уровня тревожности и количества страхов у детей с задержкой психического развития, а с другой, недостаточное количество методов для решения данной проблемы.