Таможенный контроль за перемещением культурных ценностей, порядок и особенности осуществления
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о культурном достоянии как собственности Российского государства и общества требует особого внимания. Отсутствие в настоящее время объективной оценки стоимости культурно-исторического достояния (в отличие от национального богатства, которое составляется из основного капитала, материальных активов, домашнего имущества, леса, минерально-сырьевой и топливно-энергетической базы, интеллектуального потенциала) и непоследовательность правотворческой и правоприменительной практики создают трудности в обретении адекватной оценки достояния государства, с одной стороны, и в упорядочении оборота его предметов, с другой.
Одной из главных задач каждой страны является сохранение её культурного достояния и передача его будущим поколениям. Государство обязано сохранять исторические и культурные ценности, находящиеся на его территории, но одновременно с этим не должно препятствовать свободному международному культурному обмену. Таможенные органы играют важную роль в регулировании этого процесса на таможенной территории ЕАЭС путем обеспечения соблюдения законодательства в части контроля за порядком перемещения исторических и культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, пресечение незаконного оборота культурных ценностей является одной из основных функций таможенных органов. В подтверждение актуальности проблемы незаконного оборота культурных ценностей рассмотрим следующие статистические данные. По оценкам экспертов, около 80% культурных ценностей РФ ввозится и вывозится незаконно, то есть не имея на это разрешительных документов, а наибольшее количество случаев контрабанды культурных ценностей зарегистрировано в России, на Украине и в Польше.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 5
1.1 Понятие «культурная ценность» в сфере таможенного контроля 5
1.2 Проблематика контрабанды культурных ценностей 10
2 ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЙ РФ 13
2.1 Анализ порядка и особеностей таможного контроля за перемещением культурных ценностй РФ 13
2.2 Проблемы таможенного контроля и перемещения культурных ценностей через границу Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06. 2011 № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза н таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза . этой территории лицензируемых товаров» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.tsouz.ru/.
2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: www.eaeunion.org/.
3 Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. 1993. № 92.
4 Постановление Правительства от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» // СЗ РФ. 2001. № 19. Ст. 1938.
5 Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. 2017. № 4(12). С. 5-10.
6 Возгрин И.А. Введение в криминалистику. История, основы теории, библиография. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2003. - 475 с.
7 Дьяков В.И. Особенности и порядок таможенного контроля культурных ценностей // Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России: Сборник научных трудов. Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2006. С. 42-50
8 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/
9 Караванская К.В. Контрабанда культурных ценностей: криминологический анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала им. В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. 2004. № 1(21). С. 5-14.
10 Кулыгин В.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей. - Москва: Юрист, 2006. - 125 с.
11 Левданская Н.А. Российский закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и положения Конвенции ЮНЕСКО 1970 г.: сравнительная оценка // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2002. № 2. С. 43-50.
12 Лузина Т.В., Елфимова О.С. Обеспечение культурной безопасности страны: проблемы, пути решения // Успехи современной науки. 2016. № 7. С. 29-31.
13 Овчинникова С.А. Методика расследования контрабанды культурных ценностей : автореферат дис. ... канд. юр. наук: 12.00.09 / МВД России Санкт-Петербургский ун-т. - Санкт-Петербург, 2001. - 21 с.
14 Плиева Э.И. Анализ деятельности таможенных органов России по борьбе с контрабандой культурных ценностей // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. 2018. С. 163-166.
15 Храмцова Д.А., Зыков А.А. Пути совершенствования деятельности таможенных органов при таможенном контроле товаров, имеющих культурную ценность // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях функционирования Евразийского экономического союза. 2019. С. 245 – 249.
Культурные ценности, антиквариат покупают для личного употребления или в подарок. Примерно 5–7% – остальные. Причины перемещения культурных ценностей разные, в том числе в качестве образцов для проведения научных исследований. 2. Таможенное оформление и таможенный контроль культурных ценностей проводятся в обязательном порядке при оформлении багажа или товаров как физических, так и юридических лиц при пересечении ими таможенной границы, при пересылке в международном почтовом отправлении или несопровождаемом багаже. Все это описано достаточно подробно, и сейчас нет необходимости возвращаться к вопросу [8]. Проанализируем ошибки и риски, возникающие при таможенном оформлении и таможенном контроле, которых можно избежать как одной, так и другой сторонам. Риски резидентов и нерезидентов при перемещении культурных ценностей связаны, в первую очередь, с наивным убеждением, что если вещь принадлежит им, то они могут делать с ней все, что угодно. Поэтому пытаются перемещать через таможенную границу культурные ценности наряду с другими предметами личного пользования, таможенное дело для которых установлен обычный порядок, с твердой уверенностью в своей правоте. Чаще всего их ждут разочарование и потеря предмета, денег, времени. Следует знать: многое из того, что представляет желаемый интерес в рамках рассматриваемой проблемы, вывозить действительно можно почти беспрепятственно, с минимальными затратами.