Взаимосвязь стилей семейного воспитания на формирование психологической адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
Введение
В современном обществе влияние родителей на ребенка становится всё более актуальной проблемой. Дети, которые растут в атмосфере любви, понимания, заботы и ласки, намного меньше имеют проблем, которые связаны со здоровьем в первую очередь. Имеют меньше проблем, которые связаны с адаптацией в школе, с обучением, с общением со сверстниками. И, соответственно, дети из семей, где нарушены детско-родительские отношения, страдают от формирования различных психологических проблем и комплексов. На самом деле для маленького ребенка семья является целым миром, в котором он не только растет и живёт, но и делает открытия, учится любить, смеяться, радоваться жизни и мелочам, ненавидеть и прощать, сочувствовать и сопереживать. И будучи членом семьи ребёнок вступает с родителями в определенные отношения. Эти отношения в свою очередь могут оказать на ребёнка как положительное, так и отрицательное влияние. Как следствие этих взаимоотношений, ребёнок будет расти либо доброжелательным, открытым, общительным, жизнелюбивым, либо лживым, тревожным, лицемерным и грубым. Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений или детско-родительских взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребёнка раннего возраста определяется условиями современного семейного воспитания. Ведь именно особенности взаимоотношений ребенка с родителями или отношения в семье оказывают влияние на дальнейшее формирование понимания ребёнком взаимоотношений в обществе. Эмоциональная связь, степень отзывчивости родителей, их поведение являются эталоном для дальнейшего построения отношений с другими людьми вне семьи или своей собственной будущей семье.
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы стилей семейного воспитания. 5
1.1 Семья как социальный институт и ее функции…………………………..
1.2. Стили семейного воспитания и влияние их взаимосвязи на эмоциональное состояния ребенка в ДОУ……...…5
1.3. Проблема эмоционального благополучия дошкольников 8
Глава 2. Теоретические основания адаптации ребенка в ДОУ. 19
2.1. Стадии адаптации при разных стилях воспитания. 19
2.2. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка. 23
Глава 3. Практическая часть……………………………………………………….28
3.1. Опрос и тесты родителей и воспитателей 1 ранней группы по способам воспитания, принятым в их семьях………………………………………………..28
Заключение. 37
Список литературы 38
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
2. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007
5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
6. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
7. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014.
8. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. 2013.
9. Боулби Д. Привязанность. - М.: Гардарики, 2012.
10. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010.
11. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.
12. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.:ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
13. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
14. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
15. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
16. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
17. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
18. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
19. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
20. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.:Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
21. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
22. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.
23. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.
24. «Социальная адаптация» детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. — М.: Наука. — 241с.
25. Степаненкова З.И. Игры для самых малентких: Методическое пособие. — Мн.: Зорны верасень,2006. — 89с.
26. Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,2006. — 167с.
27. Терёхина О. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста // Пралеска. — 2008. — №4. — с. 29-37; №6. — с. 46-49
28. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб: Речь,2002. — 306с.
29. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2006. — №6. — с. 3-12
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.
31. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Н.Н. Поддьяковой, Н.Я. Лихаленко. — М.: Просвещение,1987. — 320с.
Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе проводилось формирование выборки, выбор методов, времени проведения исследования. Диагностика детей проводилась с согласия родителей. На втором этапе проводилось наблюдение за детьми, обследование детей. На третьем этапе проводилась обработка данных, интерпретация результатов, формулирование выводов. На четвертом этапе разрабатывался проект организации деятельности педагога по организации условий для адаптации детей в детском саду.
Результаты анкетирования родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду показали следующие результаты:
- режим дня ребенка дома совпадает с режимом детского сада у 20% детей, у 45% детей режим совпадает более или менее, в основном его очередность, время пробуждения сдвинуто незначительно (1-2 часа) у 35% детей режим дома не совпадает с режимом детского сада, ребенок пробуждается на много позднее, существенно сдвинуто время дневного сна или его вообще нет, соответственно существенно сдвинут во времени прием пищи;
- контакты у ребенка, его родителей многочисленны в 35% семей, также 35% родителей отметили среднюю численность контактов. У 30% детей и родителей контакты малочисленны; - стремление ребенка к общению со сверстниками отметили 30% родителей, остальные 70% такого стремления не отмечают; - наличие любимой игрушки у ребенка отметили все родители; - «ознакомительный визит» в группу отметили 65% родителей. Из того, что понравилось, родители в основном отмечают – деятельность воспитателя, уют в группе. Из того, что не понравилось – многочисленность группы. У 35% родителей не было ознакомительного визита в группу;