Взаимосвязь социально-психологической адаптации и аутоагрессивного поведения в старшем подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время во всем мире идет процесс усиления аутоагрессивного поведения среди молодежи. Так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения только количество самоубийств (крайних форм аутоагрессивного поведения), среди лиц от 15 до 24 лет, за последние 15 лет в мире увеличилось в среднем в два раза, а в России – в три раза Закондырина, 2009, с. 12. Отчасти это явление объясняется тем, что происходящие кардинальные перемены в политической, экономической, социальной, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения требований, предъявляемых к личности сегодня. Это вызывает внутренний диссонанс и рост личностного напряжения, приводящий к экзистенциальному вакууму и утрате смысла жизни. Наиболее чувствительным к подобным изменениям оказывается подростковый возраст, а именно старший подростковый возраст, который протекает под знаком биопсихосоциальной эволюции. Личность подростка формируется в период так называемого «двойного кризиса» – возрастного и социального, накладывающегося один на другой.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Психологические особенности старших подростков 8
1.2. Понятие социально-психологической адаптации в психолого-педагогической литературе 18
1.3. Феномен аутоагрессивного поведения в научной литературе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 35
2.1. Организация и методики исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономова Т.П. Проблема аутоагрессии человека в современной массовой культуре: теоретический и практический аспекты в исследовании // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 6. – С. 40-44.
2. Биктина Н.Н., Романова Э.С. Особенности ценностных ориентаций и гендерная идентичность старших подростков // Вестник магистратуры. – 2016. – №3-1 (54). – С. 96-98.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Издание 2-е, стереотипное. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. ‒ М.: Издательство «Институт практической психологии». ‒ Воронеж: МОДЭК, 1997. ‒ 352 с.
4. Брюхин А.Е., Сологуб М.Б. Аутоагрессивные явления у больных нервной анорексией и нервной булимией // Психическое здоровье и безопасность в обществе: научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии / под ред. Соловьева Е.Н. – М.: ГЕОС, 2004. – С. 18-22.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
6. Вайберт М.И., Петрова Л.А., Ермакова И.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация старших подростков при переходе на новую ступень обучения в школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №51-7. – С. 312-321.
7. Васильева Н.Л., Журавлёва И.И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков с разными характеристиками личностного развития // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2011. – №1 (30). – С. 7-19.
8. Виттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 1994. – 82 с.
9. Возрастная психофизиология: учебно-методическое пособие / Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 164 с.
10. Гредюшко О.П. Психологические трудности подростков // Вестник Казанского университета. – 2014. – № 5. – С. 114-119.
11. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г. – 316 с.
12. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010. – 398 с.
13. Ермолаева М.В. Психология развития. – Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». – 2003. – 376 с.
14. Закондырина В.А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2009. – 228 с.
15. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. –346 с.
16. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация подростков с различными сценариями жизни // Наука и современность. – 2013. – №23. – С. 83-87.
17. Каршибаева Г.А. Особенности аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 663-665.
18. Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 (дата обращения: 02.05.2022).
19. Крайг Г. Психология развития: учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с.
20. Красильников Г.Т., Мартьянова Е.В. Клинико-социальное значение гетероагрессии и аутоагрессии // Психическое здоровье и безопасность в обществе: научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии / под ред. Соловьева Е.Н. – М.: ГЕОС, 2004. – С. 72-73.
21. Крищенко Е.П., Мозговая Н.Н. Социально-психологическая адаптация подростков с различной функцией психологической границы личности // Психология обучения. – 2016. – №8. – С. 105-117.
22. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности: Учеб. для вузов. – Саратов: СГУ, 1991. – 276 с.
23. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация старших подростков: индивидуально-личностный подход // Наука и школа. – 2007. – №5. – С. 52-55.
24. Лыков И.В., Федоткина И.В., Юсупов В.В. Социально-психологическая адаптация подростков в общеобразовательных учреждениях // Вестник психотерапии. – 2010. – №34 (39). – С. 55-62.
25. Ляпина О.В. Особенности самоактуализации старших подростков в образовательно-воспитательном процессе школы // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. – 2010. – №3 (7). – С. 29-32.
26. Маслова Н.Н. Особенности самопонимания старших подростков // Современные инновации. – 2019. – №12 (14). – С. 106-107.
27. Мельникова Н.Н. Социально-психологическая адаптация личности: Учеб.-метод, пособие. – Челябинск: ЮУрГу, 2002. – 84 с.
28. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учеб.-метод. пособие для студ., обучающихся по направлению «050400 – Психолого-педагогические образование» / авт.-сост. А.В. Малолеткова. – Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 172 с.
29. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 397 с.
30. Мишкулинец Е.А. Социально-психологическая адаптация старшего подростка к условиям обучения в основной школе: теоретико-прикладной аспект исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – №2. – С. 113-124.
31. Мумик А.Б. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Учеб. для вузов. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – 394 с.
32. Муругова А.О. Личностные особенности старших подростков с различными ведущими способами преодоления негативных ситуаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – №4 (31). – С. 68-73.
33. Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация: Учеб. для вузов. – Ереван: АН АрмССР, 1988. – 291 с.
34. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Учеб. для вузов. – Ереван: АН АрмССР, 1988. – 268 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – 4-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 402 с. [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278 (дата обращения: 07.01.2021).
36. Овчаренко Л.Ю. Особенности социально-психологической адаптации современных подростков в образовательной организации // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. – 2014. – №4. – С. 97-111.
37. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. – 2015. – №1 (13). – С. 44-56.
38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 352 с.
39. Песоцкая Е.Н. Проблема самоактуализации личности в философии и гуманитарном познании // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – 2015. – №2 (30). – С. 66-71.
40. Петронюк И.С. Влияние социально-психологической адаптации подростков на становление их системы ценностей // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2015. – №S. – С. 105-109.
41. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. Настольная книга практического психолога. – М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 c.
42. Психология подростка: полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 432 с.
43. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: Учеб. для вузов. – СПб.: Еврознак, 2006. – 479 с.
44. Рожней Д.А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. – Т. 10. – №2 (41). – С. 159-166.
45. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации: Учеб. для вузов. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
46. Рокицкая Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования оптимизма у подростков: монография. – Челябинск: «Цицеро», 2017. – 185 с.Са
47. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Учеб. для вузов. – Новосибирск: Наука, 2021. – 314 с.
48. Руженков В.А., Лобов Г.А., Боева А.В. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» // Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко. – 2008. – № 32. – С. 20-24.
49. Самаль Е.В. Стремление к самоактуализации и личностная зрелость современной молодежи // Akademická Psychologie. – 2016. – № 1. – С. 36-41.
50. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: ИНТОР, 1997. – 192 с.
51. Сенкевич Л.В. Копинг-стратегии лиц с отклоняющимся и нормативным поведением на разных возрастных этапах // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – № 2. – С. 53-63.
52. Старшенбаум Г. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2005. – 376 с.
53. Филатов А.В. Основные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков в условиях дизонтогенеза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – №3. – С. 83-86.
54. Шамсутдинова А.В. Исследование взаимосвязи коммуникативных установок и социально-психологической адаптации у подростков // Академическая публицистика. – 2017. – №5. – С. 131-134.
55. Шулева Е.И. Психологический анализ особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №11. – С. 103-105.
56. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учеб. пособие. – Кемерово: КГУ, 1999. – 84 с.
57. Яударова М.Ю. Особенность профессиональных предпочтений старших подростков // Colloquium-journal. – 2019. – №25-5 (49). – С. 81-82.
Анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу, что у подростков-испытуемых возможны проблемы общения в семье, так как со стороны родителей доминирует директивный стиль, неумение или нежелание слушать, возможны случаи физического наказания со стороны родителей. Можно предположить наличие трудностей в отношениях учитель-ученик. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что у старших подростков выявлены такие проблемы, как принятие и непринятие других, то есть у них слабый контакт с реальностью, неадекватная самооценка своих и чужих поступков, низкий уровень доверия. Старшие подростки испытывают дискомфорт при ухудшении отношений с кем-либо; склонны быть на стороже, даже с теми, кто обходится с ними приятельски; не отличаются реалистичностью; боятся того, что подумают о них другие. В нашей работе для исследования склонности к аутоагрессивному поведению у подростков, мы использовали шкалу склонности к аутоагрессивному поведению методики «Склонность к девиантному поведению». Протокол первичных данных приведен в приложении №2. Результаты исследования представлены в таблице 2.2. не говорится. Это основной мин