Тема «маленького человека» в творчестве Л.Н. Андреева

Скачать дипломную работу, в которой исследуется тема «маленького человека» в творчестве Л.Н. Андреева
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.10.2023
Объем файла
228 Кб
Количество страниц
123
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Л.Н. Андреев – один из ярких представителей русской литературы рубежа 19-20 веков, в творчестве которого переплелись весьма непохожие художественные тенденции и своеобразно представлены элементы различных литературных направлений и школ.  Каждое произведение писателя – целый мир, глубокий и загадочный, полный вопросов о смысле бытия, найти ответы, на которые пытается уже не одно поколение читателей и исследователей. 
Оригинальность творческого наследия Л.Н.Андреева в разное время подчёркивали И.Ф.Анненский, Н.К.Михайловский, Н.А.Макарсков, делая акцент на своеобразии проблематики произведений писателя и усматривая в его творческой манере черты неореализма, символизма, реализма, экзистенциализма и экспрессионизма. По словам А. В. Татаринова, «ни современникам, ни позднейшим исследователям не удалось найти «ключевое слово» для обозначения художественного метода Л. Андреева» [1, с.3].
Исследователи творчества писателя подчёркивают характерные для 
Л. Андреева новые представления о жизни и глубокое психологическое мышление. В своих работах прозаик поднял вечные проблемы, актуальные во все времена: смысл бытия, добро и зло, жизнь и смерть, вера и неверие, оскудение духовно-нравственного мира личности, не случайно главным героем произведений Л. Андреева становится ужаснувшийся абсурдности жизни, отчаявшийся человек. [2, с. 43].
О теме «маленького человека» можно сказать, что это «сквозная тема» литературы. Литературный термин «маленький человек» развивался в русской прозе в период 1830-1840 годов. Одним из таких литературных типов на этот период была своего рода литературная революция в понимании и изображении человека в русских литературных произведениях [3, с. 2].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....………3

1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЗНАНИЯ МИРА 

Л.Н.АНДРЕЕВА……………………………………..……………………..............7

1.1 Своеобразие гуманизма и реализма в произведениях Л.Н. Андреева….......17

1.2 Творческий метод Л. Андреева ……………………………………………....25

2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО

ЧЕЛОВЕКА» ПО «РАССКАЗУ О СЕРГЕЕ ПЕТРОВИЧЕ» ..............................38

2.1 Образ «человека» в творчестве Л. Андреева……………………………......47

2.2 «Маленький человек» в поэтике Л. Н. Андреева…………………………...58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..........69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………………………....74

Cписок использованной литературы:

1. Татаринов А.В. Формирование мифологического реализма в творчестве Л.Андреева (1898-1911 годы). – Автореферат дисс. канд.филол.наук. – Уфа, 1996. С. 233 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15962659

2. Бондарева Н.А. // Главная тема творчества Леонида Андреева// Вестник КГУ им. Некрасова Н.И. – 2009 - №3 -С.45 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15141443

3. Красовский В.Е. Литературный тип / В.Е. Красовский // Справочник абитуриента. –М.: Филол.общ-во «Слово», 1998- С.3https://a4format.ru/pdf_files_slovari/4b765bb6.pdf

4. Бойко В.А., Постнов, О.Г. Личность и традиция: опыт преодоления проблемы «лишнего человека» в русской литературе XIX века// Критика и семиотика. – Вып.11. – Новосибирск-Москва, 2007. - С. 203 

5. Московкина И.И. Проза Леонида Андреева: Жанровая система, поэтика, художественный метод. - Харьков: Харьковский гос. ун-тет, 1994. - С.152

6. Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. - М.: МПУ, 1994. – С.188

7. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.: Наука, 1975. -С. 280

8. Иезуитова Л.А. «Мессиада» Ф.Г. Клошнтока как источник повести «Иуда Искариот и другие» // Юбилейная междунар. конференция по гуманитарным наукам, поев. 70-летию Орл. гос. ун-та: Материалы. Вып. П: Л.Н. Андреев и Б.К. Зайцев. - Орел: Орл. гос. ун-тет, 2001. - С.169

9. Андреев Л. Н. S.O.S.: Дневник (1914-1919). Письма (1917-1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918-1919). / Вступ. ст., сост. и примеч. Р. Дэвиса и Б. Хеллмана. - М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994. – С.598

10. Гроссман Л.П. Борьба за стиль: Опыты по критике и поэтике. -М.: Никитинские субботники, 1927- С. 280 http://az.lib.ru/editors/g/grossman_l_p/text_1926_borba_za_stil.shtml

11. Исупов КГ. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. I / Под ред. В.А. Келдыша. - М.: Ин-т мировой литературы РАН; Наследие, 2000 - С.130 

12. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. с нем. А. Фета; Предисл. к пер. Н. Страхова. Изд. 4-е. - СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1898. – С.431

13. Чегодаев И. [Андреев Л.Н.]. Неосторожные мысли: О М. Горьком // Рус. воля. -1916. - 24 дек. (№ 10). - С.7.

http://www.infoliolib.info/rlit/andreev/neostorozh.html

14. Алексеевский А.П. Воспоминания о Л.Н. Андрееве. Рукопись. 1929. // ОГЛМТ. Ф.12. - on. 1. -№ 5692. – С.105

15. Андреев А.Н. Из воспоминаний о Л. Андрееве // Красная новь. - 1926. - Кн. девятая. - Сент. - С. 223.

16. Измайлов A.A. Л. Андреев // Измайлов A.A. Литературный Олимп. - М., 1911. - С.293.

17. Осмоловский О.Н. Принципы познания человека Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева («Преступление и наказание» - «Мысль») // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева: Межвуз. сб. научн. трудов к 125- летию со дня рождения писателя. - Орел, 1996. - С.11.

18. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания М. Горького, К. Чуковского, А. Блока, Г. Чулкова. Б. Зайцева, Н. Телешова, Е. Замятина, А. Белого. - Берлин- Пг. -М.: З.И. Гржебин, 1922. - С.192

19. Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. - М.: Наука, 1965. (Литературное наследство. - Т. 72). – С.632

20. Андреев Д.Л. Роза мира: Метафилософия истории / Вступ. ст. А. Андреевой; от ред. и послесл. В. Грушницкого. - М.: Прометей, 1991. - 288 с. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк // Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. -М.: Худож. лит-ра, 1967,- С. 56.

21. Андреев JI.H. Собр. соч.: В 6-ти т. - Т. 1-6 / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; Вступ. ст. А. Богданова; Сост и подгот. текста В. Александрова, И. Андреевой, Т. Бедняковой, Е. Жезловой, В. Чувакова; Коммент. А. Богданова, М. Козьменко, А. Руднева, В. Чувакова. -М.: Худож. лит-ра, 1990-1996. https://rvb.ru/20vek/andreev-l/ss6/tocvol1.html

22. Андреев А.Н. Из воспоминаний о Л. Андрееве // Красная новь. - 1926. - Кн. девятая. – Сент- С. 223.

23. Арсентьева Н. Н. Проблема нравственного самосознания личности в творчестве Леонида Андреева // Леонид Андреев: Материалы и исследования / под ред. В. А. Келдыша. М.: Наследие, 2000-С.194

24. Измайлов A.A. Л. Андреев // Измайлов A.A. Литературный Олимп. - М., 1911 – С.293

25. Фатов H.H. Молодые годы Леонида Андреева: По неизданным письмам, воспоминаниям и документам. - М., 1924 – С.366 

26. Лъвов-Рогачевский В.Л. Две правды: Книга о Леониде Андрееве. - [СПб]: Кн-во «Прометей» H.H. Михайлова, [1914]. – С.232

27. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / Предисл. Ю.В. Перова. - Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990 – С.288

28. Айнгорн Л.Э. Леонид Андреев в Мюнхене // Литература XX-XXI веков: история и поэтика. Исследования. Наблюдения. Публикации. - Орел: Картуш, 2002 – С.29

29. Измайлов A.A. У Леонида Андреева // Биржевые ведомости. - 1907. - 28 нояб. (№ 10225). (Подпись: Аякс). - Веч. вып. - С.З. 

30. Письма Л.Н. Андреева к Вл. И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому / Публ. и коммент. Н. Балатовой // Вопросы театра: 1966: Сб. статей и материалов. - М.: ВТОД966. – С.301

31. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания М. Горького, К. Чуковского, А. Блока, Г. Чулкова. Б. Зайцева, Н. Телешова, Е. Замятина, А. Белого. - Берлин- Пг. -М.: З.И. Гржебин, 1922 – С.192 

32. Измайлов A.A. Леонид Андреев о своей повести [«Мои записки»] // Биржевые ведомости. (Подпись: А.И.). - 1908. - 6 нояб. (№ 10797). - Веч. вып. - С.З. 

33. Андреев JI.H. Письмо Незлобину К.Н. Ваммельсу. 1909, окт. 24. // Утро России. - 1909. - 2 дек. (№ 47). С.6

34. Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. -М.: Искусство, 1992 - С.251

35. Андреев А.Н. Из воспоминаний о Л. Андрееве // Красная новь. - 1926. - Кн. девятая. - Сент. – С.223 

36. Реале С., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997 – С.880 

37. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллинн: Ээсти раамат, 1984 – С.336 

38. Реквием: Сб. памяти Леонида Андреева / Под ред. Д.Л. Андреева и В.Е. Беклемишевой; Предисл. В.И. Невского. -М.: Федерация, 1930 – С.282 

39. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000 

40. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Петрозаводск, 1994 – С.1-10https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21155141_90882394.pdf

41. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906) // Л. А. Иезуитова. Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. СПб.: Петрополис, 2010 – С.240

42. Лесков Н. С. Жемчужное ожерелье: рассказы, повести. М.: Комсомольская правда: Директ-Медиа, 2015. 

43. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

44. Фатов Н. Н. Молодые годы Леонида Андреева. Орел: 2010 – С.366

45. Брусянин В. В. Леонид Андреев: жизнь и творчество. М.: Кн-во. К. Ф. Некрасова, 1912 – С.126

46. Дрозда М. Мифологизм Леонида Андреева // Mythos in der slawischen Moderne. Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien, 1987.

47. Беззубов В. И. Леонид Андреев и русский реализм начала XX века: автореф. дис.канд.филол. наук. Тарту, 1968 – С.312

48. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2003 – С.1596 https://www.studmed.ru/view/nikolyukin-an-glavn-red-literaturnaya-enciklopediya-terminov-i-ponyatiy_9c8eafa1f8e.html?page=1

49. Боева Г. Н. Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи: автореф. дис д. филол. наук. Воронеж, 2017.

50. Ачатова А. А. Значение образа-символа в ранних рассказах Леонида Андреева // Ученые записки Томского государственного университета имени В. В. Куйбышева. № 62: Вопросы метода и стиля. Томск: Издательство Томского университета, 1966.

51. Штанько Е. С. Основные художественные течения и направления Серебряного века. Специфические черты // Научные ведомости Белгородского государственного университета: гуманитарные науки. 2011. №. 18 (113).

52. Румянцев М. Г. Стиль прозы Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе начала века: автореф. дис канд. филол. наук. Москва, 1998.

53. Терехина В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети века: генезис. историко-культурный контекст. поэтика: автореф. дис д. филол. наук. Москва, 2006.

54. Филоненко Н. Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898–1908 годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Елец, 2003.

55. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. – М., 2002. 

56. Гаджиева Р.М., Ширванова Э.Н. Традиции экзистенциализма в прозе Леонида Андреева // Инновационная наука. – 2020. - №4. – С.127-130. –https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42661383

57. Модерн. Модернизм. Модернизация: По материалам конф. «Эпоха «модерн». Нормы и казусы в европейской культуре на рубеже ХIХ – ХХ веков, Россия, Австрия, Германия, Швейцария». М.: РГГУ, 2004.

58. Гармаш Л. В. Теория мотива в литературоведении // Наукові записки ХНПУ ім. Г. С. Сковороди. 2014.№. 1 (2). с. 10–11.

59. Корнеева Е. В. Мотивы художественной прозы и драматургии Леонида Андреева: автореф.дис.канд. филол. наук. Елец, 2000. С. 15.

60. Булгаков, М. Избранное: Роман «Мастер и Маргарита». Рассказы. — М., 1980.

61. Андреев, Л. Рассказ о Сергее Петровиче // Красный смех: Избранные рассказы и повести. — Минск7, 1981.

62. Скоропанова И.С. «маленький человек»: приговор или проблема? - Минск, БГУ- С.1-8

63. Сартр Ж.-П. Герострат: Сб. / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе и Л. Григорьяна; под ред. Л.Н. Токарева. - М.: Республика, 1992. – С.222

64. Гречнев В.Я. О прозе XIX-XX вв. - СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-тет культуры и искусств, 2000. – С.288

65. Alanova Z. Cas u povidkove tvorbe Leonida Andrejeva // Ceskoslovenska rusistika: Журнал по изучению языков и литератур славянских народов СССР. Т. ХХУШ, вып. 4. - Июль 1983. - С. 158-163.

66. Келдыш В А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. I / Под ред. В.А. Келдыша. - М.: Ин-т мировой литературы РАН; Наследие, 2000. - С. 13-68; 259-336.

67. Достоевский Ф.М. Бесы: Роман / Предисл. Б. Тарасова. - Тула: Приок. кн. изд-во, (Отчий край). 1991. – С.653 

68. Венгеров С. А. Основные черты истории новейшей русской литературы: с прибавлением этюда «Победители или побежденные?» (О модернизме). СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1909 – С. 88

69. Скорход Н. С. Леонид Андреев. М.: Молодая Гвардия, 2013. 430 с.

70. Макарсков Н. А. Леонид Андреев и становление русского модернизма // Вестн. Нижегород. У. им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология. 2003. № 1. С. 51.

71. Московкина И. И. Между «prо» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева: монография. Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2005- С. 288 

72. Чуковский К. И. Собрание соч.: в 15 т. Т. 5. Современники. Портреты и этюды. М.: Терра-Книжный клуб. 2001- С.480

73. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 2 т. Т. І. М.: Госполитиздат, 1955 – С. 516

74. Набоков В. В. Собр. соч. в 5 томах. СПб.: «Симпозиум», 1997. Т. 1.С. 620

75. Михайлов П. Тип // Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 11. М.: Ком. Акад., 1939 – С.768

76. Фрейд З. По тусторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992 С.576 

77. Завьялова Е. Е. Телесное бытие Поприщина // Категория телесности в структуре литературно-художественного дискурса: материалы заочной Международной научной конференции / под ред. проф. Г.Г. Исаева, Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2014 - С. 56.

78. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009 – С.336

79. Гоголь Н.В. Миргород. Собрание сочинений: в 6т.Т.2. М.: Гос. издательство художественной литературы-1953 - C.339 

80. Тихомиров Д. С. «Н.Гоголь и Л.Андреев большие проблемы «маленького человека» каспийский регион: политика, экономика, культура 2015 г. № 2 (43) С.357 https://elibrary.ru/download/elibrary_23757928_97434365.pdf

В «Носе» психологическая картина маскируется элементами явной фантастики. Коллежский асессор Ковалев теряет нос, вдруг начинающий жить собственной жизнью. Нос - один из атрибутов лица, который человек может ассоциировать с собственным Я. Теряя часть лица, человек теряет целостность своего Эго. Однако Ковалев не ведет себя, как человек, полностью подвластный бессознательным импульсам. В такой ирреальной ситуации он старается мыслить рационально: идет подавать объявление в газету, размышляет над причиной пропажи, а получив нос, вызывает доктора, чтобы приставить орган на место. Однако ни газета, ни врач не помогают человеку вернуть целостность своего Я. Защитные механизмы бессознательного единожды пытаются переключить внимание с факта утраты сознания на эмоции другого плана: в эпизоде в церкви Ковалев видит красивую девушку и на короткое время почти забывает о своей беде. Бессознательное переключает внимание с негативной информации на аффективное влечение. Сознание Ковалева раздваивается. Одна его часть - нос - олицетворяет то, каким персонаж хочет себя видеть: статский советник (чин выше, чем у Ковалева, который мечтает о вице-губернаторстве) в расшитом золотом мундире. Вторая часть сознания остается за Ковалевым и позволяет ему осмыслять происходящее.Подобная раздвоенность, только разнесенная не по разным физическим телам, а во времени, есть и в «Портрете». Бедный художник Чартков продолжает в начале повести имеет «маленький» социальный статус, а когда у него чудесным образом появляются деньги и положение, приобретает «маленькую» душу. Демонизм портрета становится только фактором, необходимым катализатором в том психологическом эксперименте, который проводит Гоголь над бедным художником Чартковым. «Записки сумасшедшего» по своей концепции напоминают «Невский проспект». Конфликт романтического мировосприятия и реальности вновь обостряется образами, пародирующими романтизм: собачка, пишущая письма, внезапное узнавание главным героем испанского короля в себе самом. Победа реальности подчеркивается психологической обрисовкой Попришина, который сходит с ума. Высший, ирреальный мир романтизма в этой повести сводится к миру больного рассудка, потерянного разума. Этот переход обозначен и на уровне фокализации. Как показывает Е. Е. Завьялова, «количество «телесных» деталей в повести увеличивается по мере того, как разворачиваются события и как усугубляется душевное расстройство Аксентия Ивановича» [77, с. 54]. Хотя такая трактовка несколько выходит за рамки текста, она имеет право на существование. О нескольких уровнях художественного произведения говорят многие литературоведы. В частности, на уровне объектной организации текста В. Тюпа выделяет морфотектонический уровень, который описывает так: «Речь идет о таком слое объектной организации факторов художественного впечатления, на фундаменте которого только и возможны сюжет и фокализация в их собственно художественной функциональности. Именно к этому уровню художественного целого в наибольшей степени приложимы слова Бахтина о «ценностном уплотнении мира» вокруг «я» героя как «ценностного центра» этого мира» [74, с. 72].