Сравнительный анализ эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы

Скачать дипломную работу, в которой исследуется сравнительный анализ эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.10.2023
Объем файла
103 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Педагоги относятся к сфере «человек-человек» и в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию так как их работа отличается интенсивностью и напряжённостью психоэмоционального состояния. Учитель в современном обществе в погоне за более усовершенствованными методами преподавания, поисков новых путей воспитания должен учитывать скоротечность, происходящую в обществе, а это под силу лишь психически стойким, творческим и профессионально компетентным. Так же от здоровья педагога зависит психологическое здоровье учащихся. Действие многочисленных негативных факторов вызывает у педагогов нарастающее ощущение неудовлетворённости своей работой, в следствии чего ухудшается и самочувствие, накапливается усталость. Эти физиологические показатели характеризуют напряжённость в работе, что приводит к снижению профессиональной деятельности.  Актуальность темы. Синдром эмоционального истощения остается одной из самых актуальных проблем современной психологической науки, что ярко проявляется в современных социально-экономических реалиях общества. Серьезность этой темы в основном связана с резко негативными последствиями в психологической сфере (личная неприкосновенность, профессиональное развитие, межличностные отношения с коллегами), а также на работе. Синдром выгорания неизбежно приводит к чувству личной неудачи, безразличию к профессиональной сфере, утрате или деформации жизненных установок (точек отсчета), уменьшению внутренних ресурсов, проявлению психосоматических заболеваний и многому другому. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7

1.1. Подходы к изучению феномена эмоционального выгорания 7

1.2. Симптомы, факторы и причины проявления эмоционального выгорания 11

1.3 Симптомы и факторы проявления эмоционального выгорания у представителей социономических профессий 17

1.4 Предупреждение эмоционального выгорания 24

Выводы по первой главе 28

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 30

2.1. Организация и методы исследования 30

2.2. Сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности до и в период пандемии 33

2.3 Методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности в период пандемии 41

Выводы по второй главе 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 54

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболдин. – Казань: КГУ.– 1987.– 240 с.
Акиндинова, И. А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий: Психологический журнал./ И.А.Акиндинова – 2001. Том 17. – № 4. С. 56– 72.
Аминов, Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей: Вопросы психологии./ Аминов Н.А.– №5.– 1988– С.32– 40.
Антилогова, Л. Н. Этико– психологические аспекты труда учителя. /Антилогова Л.Н.– Омск. – 1992 –С. 215.
Багрий, М. А. Сравнительный анализ проявлений профессионального стресса у врачей разных специализаций / М.А. Багрий // Вестник Московского университета. – Сер. 14. Психология, 2005. – №1. – С.71.
Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А Бабанов // Трудный пациент, 2009. – № 12. – С.10– 13.
Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» / М.В. Баробанов. – М.: Педагогика, 2005. – 527с.
Бах Р. Пятнадцать способов устранения выгорания / Р. Бах. – 2016. С. 21– 22.
Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. / С.П. Безносов. – СПб: Речь, 2004. – 272с.
Бодалев, А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых / Мир психологии./Бодалев А.А.– 1999.– №2.– С.6– 11
Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб: Питер, 1999. – 105с.
Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 2003. – 154с.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.,– СПб.: Прайм– Еврознак.– 2003– С. — 381
Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов /Борисова М.В. Вопросы психологии. – 2005. – № 2.
Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С.А. Боровикова. –

В большей степени синдром эмоционального выгорания присущ людям профессий сферы «Человек-Человек» (врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.). Следовательно, в этих профессиях важно научиться корректно с наименьшими внутренними затратами для своей личности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их психологических, педагогических, физиологических особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Без овладения этих навыков специалисты перечисленных профессий также подвергаются эмоциональному выгоранию. Рассмотрим особенности проявления эмоционального выгорания у некоторых из них. Синдром выгорания медицинских работников. Говоря сегодня о проблеме частого проявления психосоматических расстройств у больных, нельзя не отметить проблему развития психоэмоциональных расстройств непосредственно и у врачей, а также других медицинских работников. По своей природе профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, уже предполагает достаточно эмоционально окрашенную насыщенность и высокий процент факторов, влияющих на проявление стресса.