Государственная политика в сфере семьи и брака (на материалах Республики Башкортостан)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выпускной квалификационной работы. Государственная семейная политика России является элементом социально-демографического блока внутренней политики государства. Оформление основ современной государственной семейной политики пришлось на конец советского периода, что было вызвано ощутимым изменением демографического поля. Они были заложены в 1980-е гг. когда институт семьи стал рассматриваться отдельной категорией в рамках социальной политики.
С этого периода семейная политика в трудах исследователей стала преподноситься как элемент социальной политики государства, с 2000-х гг. - социально-демографической. Изменение приоритетов семейной политики в 1990 - нач. 2000-х гг. было связано с повышением уровня жизни населения в нач. 2000-х гг., снижением численности населения в результате попадания страны в демографическую «волновую яму», снижением уровня рождаемости, старением населения.
Изменение приоритетов семейной политики было вызвано сменой ее целевых установок и задач. На сегодняшний день основными целями семейной политики является обеспечение необходимых условий для реализации семьей основных функций, повышение качества жизни семей.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование государственной политики в сфере семьи и брака в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..7
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БРАКА…………………………………………………….....9
1.1 Понятие государственной политики в сфере семьи и брака…………...9
1.2 Правовые основы государственной политики в сфере семьи и брака…………………………………………………………………………..19
1.3 Зарубежный опыт государственной политики в сфере семьи и брака…………………………………………………………………………..25
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БРАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН……...30
2.1 Современное состояние государственной политики в сфере семьи и брака в Российской Федерации и Республике Башкортостан……………………….30
2.2 Основные проблемы государственной политики в сфере семьи и брака в Российской Федерации и Республике Башкортостан………………...…50
2.3 Проблемы использования материнского капитала в целях улучшения жилищных условий семей…………………………………………………..55
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БРАКА……………………………………………………...63
3.1 Предложения по совершенствованию использования материнского капитала в целях улучшения жилищных условий семей…………………63
3.2 Предложения по совершенствованию государственной политики в сфере семьи и брака…………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67.
2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Выпуск XLVI.
4. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) (вступила в силу 3 мая 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2013 г. – № 6. – Ст. 468.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117– ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 3. – Ст. 3340.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ – 1995 – №21 – Ст. 1929.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС «Гарант».
9. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165 –ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ – 1999 – №29 – Ст. 3686.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ – 2001 – № 51 – Ст. 4831.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ – 1998 – №31 – Ст. 3802.
12. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ – 2003 – №40 – Ст. 3822.
13. Бирюкова, С.С. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки / С. С. Бирюкова, Е. А. Горина, А. Р. Горяйнова и др. ; под ред. Л. Н. Овчаровой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 153 с.
14. Булаевский, Б.А. Принципы семейного права и правовое обеспечение семейной политики / Б.А. Булаевский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2019. - № 3. - С. 9-17.
15. Булахтин М. А. Семейная политика польских консерваторов на современном этапе // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). С. 79–86.
16. Валиева, А.Р. Особенности реализации государственной семейной политики / А.Р. Валиева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2018. - № 3 (141). - С. 141-144.
17. Володина, Н.А. Российская государственная семейная политика / Н.А. Володина // Fortus: экономические и политические исследования. - 2018. - № 1 (1). - С. 38-48.
18. Гавриляк, С.В. Материнский (семейный) капитал как инструмент государственной семейной политики: теория и практика / С.В. Гавриляк // Форум молодёжной науки. - 2020. - Т. 1. - № 2. С. 37-42.
19. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2018. - 192 c.
20. Гармонизация современного трудового права. Материалы секции трудового права и права социального обеспечения VI Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». - Москва: Огни, 2017. - 256 c.
21. Горшков, А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2018. - 160 c.
22. Грибовский В. Семейная политика евроскептиков Германии, Австрии и Швейцарии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3. С. 54–57.
23. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учебное пособие для вузов / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 149 с.
24. Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2018. - 276 c.
25. Дунаева Т. Ю. Роль социальной политики государства в контексте семейно-брачного поведения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 153–155.
26. Елисеева, И.И. Демография и статистика населения : учебник для вузов / И. И. Елисеева [и др.] ; под редакцией И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 405 с.
27. Жабоева, С.К. Правовое обеспечение семейной политики в современной России / С.К. Жабоева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 6 (46). - С. 359-362.
28. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2018. С. 21.
29. Игнатова, И. О. Социальная политика Японии / И. О. Игнатова. // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 5 (21). - С. 19-25
30. Ильина, О.Ю. Конституционно-правовые основы социального вектора современной государственной семейной политики / О.Ю. Ильина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2019. - № 2. - С. 33-42.
31. Исупова О. Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики // Демографическое обозрение. 2020. № 3. С. 51–58.
32. Исупова, О.Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики / О.Г. Исупова // Демографическое обозрение. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 51-83.
33. Капогузов, Е.А. Нарративы семейной политики в России: фокус на регионы / Е.А. Капогузов // Journal of Economic Regulation. - 2020. - Т. 11. - № 3. - С. 6-20.
34. Кашина, М.А. Модернизация семьи в России и Китае: роль государства / М.А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2020. - № 8 (140). - С. 175-190.
35. Клупт, М.А. Влияние семейной политики и нормативных представлений о семье на рождаемость: компаративный анализ / М.А. Клупт // Социологические исследования. - 2020. - № 3. - С. 40-50.
36. Клупт, М.А. Теория и практика семейной политики в XX и XXI веке / К.А. Клупт // Петербургская социология сегодня. - 2019. - № 11. - С. 5-22.
37. Клушина, Е.А. Семейная политика в Швеции: исторический, социально-экономический и политический контексты / Е.А. Клушина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 3 (78). - С. 166-171.
38. Кожевников, О.А. Право некоммерческих организаций / О.А. Кожевников. - М.: Дашков и К°, 2017. - 169 c.
39. Козлова, Н.Н. Социально-философский анализ государственной семейной политики в современной России: основные подходы / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2020. - № 2 (52). - С. 117-123.
40. Коноплева, В.А. Государственная поддержка молодых семей / В.А. Коноплева // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 10 (27). - С. 1044-1046.
41. Косова, О.Ю. Конституционные основы семейной политики российского государства / О.Ю. Кокосова // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. - 2018. - № 6 (68). - С. 46-51.
42. Ларионов С.А. Семейная иммиграция в Канаду / С.А. Ларионов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 4 (69). - С. 158-159.
43. Леонова, Ж.К. Семейно-ориентированная государственная политика: требование современных реалий / Ж.К. Леонова, Е.И. Медведева // Вестник ОрелГИЭТ.- 2020. - № 2 (52). - С. 179-186.
44. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2018. - 476 c.
45. Мартин Шульц Семейная политика Германии в контексте решения демографических проблем // Вестник ПАГС. 2021. № 1. С. 4–11.
46. Муртазова, Х.М. Государственная семейная политика: международный опыт / Х.М. Муртазова // Вестник научной мысли. - 2020. - № 4. - С. 16-21.
47. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
48. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 608 c.
49. Орлова А.В. Неимущественные правоотношения несовершеннолетних детей с родителями // Аллея науки. - 2017. - № 7. - С. 201 - 207.
50. Официальный сайт муниципального образования г. Муравленко [Электронный ресурс] – URL: http://muravlenko.yanao.ru/gorod/ (дата обращения 25.04.2021)
51. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ– URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 15.03.2021)
52. Пашаева, Э.Х. К вопросу о совершенствовании государственной семейной политики: краткий анализ опыта отдельных стран содружества независимых государств / Э.Х. Пашаева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 4 (15). - С. 143-151.
53. Правелов, С.В. Семейная иммиграция в США / С.В. Правелов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 2 (65). - С. 76-77.
54. Протас Е.В., Муромцева Е.В. Право ребенка жить и воспитываться в семье // Право и образование. - 2017. - № 8. - С. 15.
55. Расколов Д.И. Семейная политика и институт брака / Д.И. Расколов// Петербургская социология сегодня. - 2020. - № 8. - С. 72-76.
56. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества : учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 299 с.
57. Рузакова О.А. Право ребенка на достойное имя: современные проблемы, вопросы совершенствования российского законодательства // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 5. - С. 87 - 91.
58. Савина, М.М. Семейная политика в России // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1 (32). - С. 817-818.
59. Саенко Л.В. Особенности реализации личных неимущественных прав: комментарий к новеллам семейного законодательства // Семейное и жилищное право. - 2017. - № 5. - С. 16 - 19.
60. Семейное право: учебное пособие / Желонкин С.С., Ивашин Д.И., Максимов В.А.-СПб:Изд-во СПб ун-та МВД России,2018.-152 с.
61. Смоленский, М. Б. Право социального обеспечения в Российской Федерации.100 экзаменационных ответов / М.Б. Смоленский, Е.Я. Демакова. - М.: Феникс, Издательский центр «МарТ», 2018. - 224 c.
62. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 464 c.
63. Сюпова, М.С. Демографическая политика: опыт зарубежных стран / М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 272-278.
64. Татаров В.А. Проблемы осуществления ребенком права на имя // Закон и право. - 2018. - № 2. - С. 52 - 55.
65. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2018. - 208 c.
66. Толстикова О.М., Белоусова Н.Н. Правовое регулирование реализации права ребенка выражать свое мнение (проблемы теории и практики) // Сибирский юридический вестник. - 2019. - № 2. - С. 78 - 82.
67. Узденова, И.А. Вопросы совершенствования реализации государственной политики в России / И.А. Узденова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 1-3 (24). - С. 260-262.
68. Уфимцев, Г.С. Практика регулирования семейной политики в муниципальных образованиях / Г.С. Уфимцев // Научно-практические исследования. - 2018. - № 2 (13). - С. 127-128.
69. Шелковников, С.М. Социальная политика в области укрепления института сеьи / С.М. Шелковников // Петербургская социология сегодня. - 2018. - № 7. - С. 136-138.
70. Шилкина, Е.Л. Государственная семейная политика в контексте минимизации демографических проблем / Е.Л. Шилкина // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2020. - Т. 13. - № 6. - С. 127-135.
71. Юдина, Г.А. Демографическая и семейная политика / Г.А. Юдина // Демографическое обозрение. - 2018. - Т. 4. - № 2. - С. 85-86.
72. Юкашева С.В. Государственная семейная политика / С.В. Юкашева // Петербургская социология сегодня. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С. 167-168
73. Янгирова, Л.М. Направления совершенствования социальной политики в отношении семьи / Л.М. Янгирова // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 11-4 (80). - С. 55-57.
74. Янгирова, Л.М. Семейная политика и ее связь с социальной политикой / Л.М. Янгирова // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 11-4 (80). - С. 50-51.
3.Эмпирические материалы
75. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: https://mintrud.gov.ru/.
76. Официальный сайт Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан: https://mintrud.bashkortostan.ru/.
Во-первых, он не учитывает особенностей трансформации института семьи. Не говоря о каких-то серьезных девиациях, мы можем констатировать, что число официально незарегистрированных союзов мужчины и женщины в нашей стране, если и не растет, то по крайней мере не становится меньше. При этом очевидно, что такие пары, даже воспитывающие детей и проживающие совместно длительное время, не могут рассматриваться, например, как объект социальной поддержки со стороны государства, поскольку не являются семьей в консервативно-традиционном понимании, что, в свою очередь, может вести к их социальному исключению. При этом определенная часть из них может не регистрировать свой брак, например, по религиозным мотивам. «Традиционность» таких семей (выше мы говорили, что порядка 30 % россиян разделяют сугубо религиозный взгляд на воспитание детей и семейность) не меньше, чем официально зарегистрированной гетеросексуальной пары. В данном случае мы видим жесткие социальные структуры, которые исключают из фокуса внимания государства подобные союзы и препятствуют воспроизводству российского общества. Это связано с ригидностью государственной политики, неспособностью отказаться от декларативного подхода, заменив его более утилитарным и прагматичным. Несомненно, Концепция как документ не содержит жестких предписаний, это лишь рамка государственной политики, тем не менее представляется, что именно в этом документе должна быть заложена некоторая вариативность моделей семейности. Во-вторых, развитие институт семьи обладает более широкой функциональностью, чем деторождение и воспитание детей. Семья − это и экономический институт, институт социальной поддержки для всех членов семьи. Попытка авторов Концепции свести семейность только к рождению и воспитанию детей представляется явно ограниченной. Развитие мирового сообщества (включая Россию) и наблюдаемые нами социальные тренды демонстрируют, что сегодня остается все меньше межпоколенных семей, проживающих совместно. В этой ситуации родители рано или поздно остаются одни в первую очередь в социальном и психологическом плане. С точки зрения анализируемого документа, такая семья пожилых перестает быть интересной государству. Более того, собственно забота о пожилых родителях перекладывается государством на других членов семьи. Так, в третьем разделе Концепции утверждается, что «роль семьи предусматривает ее активное участие в…обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия». иля («семейный автомобиль»), налоговые льготы) и детей (е