Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Скачать дипломную работу, в которой исследуются особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.10.2023
Объем файла
1242 Кб
Количество страниц
76
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка становится всё бо-лее актуальной в настоящее время. Причину этому можно назвать: выявив-шийся сравнительно недавно, как научный феномен, эмоциональный интел-лект.
Эмоциональный интеллект - способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя само-регуляцию, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, опти-мизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоот-ношения с другими людьми. [2] Д. Гоулман пишет о том, что наш взгляд на человеческий интеллект невероятно узок, хотя в совсем недалекие времена определяющим параметром в жизни человека считался именно коэффициент интеллекта. От его показателей, как считалось, зависит успешность человека в любом виде деятельности и, если смотреть на это в более масштабном варианте, чуть ли не насколько счастлив человек будет в жизни. [7] В реальной жизни традиционный коэффициент интеллекта показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д., но для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства и эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмо-циональному интеллекту
Например, Д.Гоулман доказывает, что наши эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, поэтому предлагает основные усилия отвести на развитие эмоционального интеллекта т.к. это обеспечивает лучшее качество жизни развивающейся личности. [7]

Оглавление
Введение........................................................................................................6
Глава 1.Современное состояние проблемы эмоционального развития детей в дошкольном возрасте..............................................................................10
1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста ..............................................10
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста..........20 
1.3 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возрас-та.............................................................................................................................31
Выводы по главе 1......................................................................................42
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоциональной сферы детей до-школьного возраста..............................................................................................44
2.1 Цель,  задачи и организация исследования........................................44
2.2 Методы исследования, направленные на изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста ..............................................................46
2.3. Статистическая обработка данных....................................................48 
2.4 Анализ и результаты исследования....................................................53
2.5 Рекомендации, направленные на коррекцию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста................................................................................62
Выводы  по главе 2 ....................................................................................74
Заключение ................................................................................................75
Список литературы ...................................................................................78

 

Список использованных источников

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ- Петербург, 2018. ‒ 288 с.

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования фено-мена // Вопросы психологии. ‒ 2016. ‒ № 3. − С. 78 ‒ 86.

3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы. // Дошкольное воспитание. ‒ 2016. ‒ № 2. ‒ С. 14 ‒ 20.

4. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоциональ-ного интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. ‒ 2017. ‒ № 5. ‒ С. 24 ‒ 31.

5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016. – 216 с.

6. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс – минус. ‒ 2019. ‒ № 4. ‒ С. 12 ‒ 14.

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. ‒ №1 ‒ С. 12 ‒ 20.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2015. ‒ 207 с.

9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. ‒ 2016. ‒ № 6. ‒ С. 62 – 68.

10. Выготский Л. С. Лекции по педологии. И.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2020 – 304 с.

10 .Выготский Л. С. Психология развития ребенка. ‒ М.: Смысл, Эксмо, 2015. – 512 с.

11 .Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. − М.: Педагогика, 1982. ‒ 401 с. 13.Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – М.: АСТ, 2014. – 96 с.

14 .Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. ‒ 304 с.

15 .Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. // Психологические исследования эмоций. ‒ 2018. ‒ № 6. ‒ С. 85 – 93.

16 .Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 511 с.

17 .Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2014. ‒ 288 с.

18 .Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как по-казатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников. // Инновационные образовательные технологии. ‒ 2018. ‒ № 1 (29). ‒ С. 53 ‒ 58.

19 .Краткий психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 2015. – 431 с.

20 .Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. ‒ Ярославль: Академия развития, 2016. ‒ 208 с.

21 .Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования. ‒ 2018. ‒ № 11. ‒ С. 546 ‒ 550.

22 .Курышева И. В. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. – М.: Вентана Граф, 2017. – 137 с.

23 .Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2019. ‒ 320 с.

24 .Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии. ‒ Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2017. – 224 с.

25 .Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интел-лекта и личностных черт с настроением. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. ‒ 2015, Т. 12. ‒ №3. ‒ С. 154 ‒ 164.

26 .Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2014. ‒ С. 29 − 36.

27 .Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. ‒ Псков: ПГПИ, 2014. ‒ 140 с.

28 .Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2014. ‒ 60 с.

29 .Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л. А. Венгера. ‒ М.: Просвещение, 1985. ‒ 272 с.

30 .Нгуен М. А. Психологические особенности формирования эмо-ционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей). // Диссер. на соискание уч. степени кандидата психоло-гических наук. – Воронеж, 2018. ‒ 192 с.

31 .Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. // Культурно-историческая психология. – 2017. – №3. – С 46 ‒ 50.

32 .Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду. ‒ 2017. ‒ №5. ‒ С. 80 ‒ 87.

33 .Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‒ М.: Российское педагогическое агентство, 1996 ‒ 374 с.

34 .Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно- методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители Н. В. Зоткин, М. Е. Серебрякова. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2017. – 196 с.

35 .Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ. // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к из-мерениям. / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2019. ‒ С. 197 ‒ 208.

36 .Практикум по детской психологии: пособие для студентов педа-гогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

37 .Практический интеллект. / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. ‒ СПб.: Питер, 2018. ‒ 272 с.

38 .Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 24 –35.

39 .Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. Под. ред. А. Л. Венгера. Т. 1. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. / Под общ. ред. А. В. Петровского. ‒ М.: ПЕР СЭ, 2015. ‒ 176 с.

40 .Романова О. М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников. // Интеграция образования. ‒ 2020. ‒ № 3. ‒ С. 89 ‒ 93.

41 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. ‒ 713 с.

42 .Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: рус-скоязычная адаптация теста Мэйера – Сэловея – Карузо (MSCEIT V2.0). // Психологические исследования: электрон. науч. журн. ‒ 2019.– № 6(8). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.02.22).

43 .Сидоров С. В. Социально-эмоциональное развитие старших до-школьников. // Мир науки, культуры, образования. ‒ 2019. ‒ № 7 (19). ‒ С. 178 ‒ 182.

44 .Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник КемГУ. ‒ 2018. ‒ № 3. ‒ С. 54 ‒ 56.

45 .Скрипченко О. В., Долинская Л. В. Возрастная и педагогическая психология. – Киев: Просвещение, 2020. ‒ 416 с.

46 .Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. ‒ СПб.: Питер, 2019. ‒ 304 с.

47 .Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. ‒ М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2015. ‒ 158 с.

48 .Стрелкова Д. В., Бобрышева И. В. Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников в образовательном процессе. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». ‒ 2012. ‒ № 3 (17). ‒ С. 95 − 98.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. ‒ URL:http://www.grani.vspu.ru/files/publics/1348486177.pdf (дата обращения: 17.02.22).

49 .Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016. ‒ 368 с.

50 .Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 ‒ 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. ‒ М.: Генезис, 2013. ‒ 176 с.

51 .Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практиче-ский курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. ‒ 368 с.

52 .Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2017. ‒ 384 с.

53 .Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитате-лей дет. сада. /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. А. Д. Кошелевой. ‒ М.: Просвещение, 1985. ‒ 176 с.

54 .Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. ‒ 1997. ‒ № 4. ‒ С. 20 ‒ 27.

55 .Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. ‒ М.: МПСИ, 1998. ‒ 304 с.

На вопрос «Как бы ты поступил(-а) в такой ситуации?», некоторые де-ти предлагали агрессивное поведение или давали простой вариант решения, используя речевые клише, например, «так делать нехорошо» или «так делать не надо». Однако другие дети ответили, опираясь на следствия конфликта (например, «я расскажу все вашей учительнице, если вы не перестанете»). Подобным образом отвечали дети как экспериментальной, так и контрольной группы. И только два ребенка дали ответ, опираясь на чувства обиженного человека – это Миша (4,9 лет) из экспериментальной группы, и Вика (5,8 лет) из контрольной группы. Миша (4,9 лет): «Я бы попросил их больше не смеяться, потому что так делать нехорошо: братик плохо себя чувствует». Вика (5,8 лет): «Я бы с ними поговорила и сказала, что так делать не надо, потому что сестренке обидно». Таким образом, по результатам методики «Что – почему – как» 90% детей экспериментальной группы в начале исследования показали низкий уровень эмоционального интеллекта, и только 10% детей имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. 70% детей контрольной группы в начале исследования показали низкий уровень эмоционального интеллекта, 20% детей имеют средний уровень эмоционального интеллекта и только у 10% детей можно отметить высокий уровень эмоционального интеллекта. Низкие показатели уровня развития эмоционального интеллекта до-школьников в данном исследовании, полученные по результатам трех мето-дик, а также обработки данных Анкеты для воспитателей показали необхо-димость в проведении развивающих занятий, способствующих развитию уровня эмоционального интеллекта дошкольников, и формирующих у них эмоционально-ценностное отношение к действительности.