Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Введение
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества.
Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы сенсорного развития детей раннего возраста…………………………………………………………………………………..7
1.1 Сенсорное развитие как особый метод познания мира ……………………7
1.2 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста………………17
1.3 Использование дидактических игр в раннем возрасте……………………27
Глва2. Опытноэкспериментальная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр………………………………39
2.1 Выявление уровня сенсорного развития у детей раннего возраста……..39
2.2 Содержание работы по использованию дидактических игр для развития сенсорики……………………………………………………………………… 43
2.3 Результаты реализованной работы…………………………………………48
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы…………………………………………..61
Приложения
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Г.С. Абрамова – М.: Академия, 2010. – 320 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина- М.: Медицина, 2010. – 303 с.
3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателя детского сада и родителей [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
4. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде [Текст] /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. - № 2 (53). – С. 30-32
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева – Ярославль: Академия развития, 2011. – 240с
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Наука, 2010. – 464 с.
7. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко – М., Просвещение, 2011. – 160 с.
8. Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина[Текст] /В.М. Букатов. – СПб: Речь, 2010. – 253 с9. Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель ДОУ. 2010 г. №11. – С.51-59.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]: учебн. Пособие / Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. – М.: Просвещение. 2012. – 144 с.
11. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
12. Веракса Н.Е От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2010. № 6. С. 74.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года