Взаимосвязь между типом темперамента студентов и их коммуникативными навыками
Введение
Актуальность исследования темперамента и коммуникативных навыков
студентов определяется тем, что общение играет важнейшую роль в жизни человека.
В современном обществе всё чаще требуются люди, которые могут создавать благоприятный климат в коллективе, а также уметь слушать и вступать в разговор. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Ещё на самых первых ступенях – семья, школа, ближнее окружение – одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности. Коммуникативные навыки чрезвычайно важны для формирования круга общения, разрешения конфликтов и нахождения взаимопонимания с другими.
Оглавление
Введение3
Глава I. Теоретический аспект психологических особенностей проявления темперамента и коммуникативных навыков6
1.1. Понятие темперамента в психологии5
1.2. Психологическая характеристика процесса общения и коммуникативных навыков12
1.3. Особенности общения в студенческом возрасте……………………17
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных навыков студентов и типов темперамента20
2.1. Описание выборки и методов исследования20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….……..…21
2.3. Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных навыков студентов…………………………………………………………………………25
Выводы по второй главе…………………………………………………….......28
Заключение29
Список использованных источников31
Приложение № 1…………………………………………………………………34
Список используемой литературы
Александрова О.О. Этикет в межличностном общении студентов //Педагогическое образование. – 2012, – № 1. – С. 58 –61.
Бермус А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие – М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Возрастная психология: конспект лекций (Электронное издание). – https://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/
Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. - М.: Норма, 2012. – 640 с.
Ефимова Е.С. Основы общей психология: учебник/ Н. С. Ефимова. –
Жемчугова Н.А. Особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов//Педагогическое образование. – 2009, – № 4 (22). – С. 42–46.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
Кодермятов, Р. Э. Общение как важнейшее условие развития личности в социуме/Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, Е. В. Павловская // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1213-1216.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: 2016. – 464с.
Лавриненко, В.Н. Социальная психология и этика делового общения: учебно-методическое пособие / В.Н. Лавриненко. – М., - Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2007. – 268с.
Леонтьев А. А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. - М.: МГИМОУниверситет, 2014. – 267 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2013. – 368 с.
К невербальной коммуникации относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Между двумя средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению. Через невербальные сигналы мы получаем гораздо больше информации, чем посредством речи. Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.