Взаимосвязь метакогнитивных процессов и синдрома эмоционального выгорания у врачей
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день является достаточно актуальной и привлекает ученых во всем мире. В основном подвержены эмоциональному выгоранию люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий. Можно отметить, что феномен эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, проявляющейся в симптомах физического утомления, эмоционального, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы. Эмоциональное выгорание может быстро распространиться среди сотрудников. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм.
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА…………….6
1.1. Основные понятия синдрома эмоционального выгорания в отечественных и зарубежных литературных источниках………………………6
1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………..…14
1.3 Синдром эмоционального выгорания у врачей при осуществлении профессиональной деятельности в период пандемии COVID-19……………….19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ……………………………………….26
2.1 Метакогниция: понятия, структура и связь с интеллектуальными и когнитивными способностями………………………………………………….…26
2.2 Взаимосвязь метакогнитивных процессов у врачей с этапами профессионализации……………………………………………………………….34
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
Бойко, В.В. Энергия эмоций. — СПб. Питер, 2014. -474 с
Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2016. – № 11. – С. 28
Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться. Попурри, 2016. – 337
Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2015
Загорюев А.Л. Личностный адаптационный потенциал как фактор процесса эмоционального выгорания Социокультурные проблемы современного человека / Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010 г., г. Новосибирск). Ч.2. С. 390 – 393
Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? [Электронный ресурс http://forums.rusmedserv.com/show thread.php?tЗверева Н.В., Рощина И.Ф. (ред.) Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Научное издание. Сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. 14-15февраля 2013. ГОУ ВПО МГППУ и ФГБУ «НЦПЗ» РАМН / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва, 2013 – 197 с.
Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. Питер, 2005. — 412 с.
Кашапов М.М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода // Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры: материалы Международного конгресса, Кострома, 17-18 октября 2008 г. / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. С. 165 – 170.
Специалисты начинают упреждение подобных случаев и применение экономии эмоциональных ресурсов, в качестве психологической защиты используют эмоциональную отстраненность, что, в итоге, негативно влияет на его профессиональные обязанности [2].
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание: эмоциональная ригидность; близкое восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; наличие слабой мотивации эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности и нравственных дефектов с дезорганизацией личности [2].
Склонность к эмоциональной ригидности:
— эмоциональное выгорание в качестве средства психологической защиты, быстрее вырабатывают те, кто менее восприимчивы и более эмоционально сдержаны. К примеру, симптомы «выгорания» формируются более медленно у людей импульсивных, у которых подвижные нервные процессы.