Психологическая характеристика способностей и задатков человека.
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время вопрос о способностях человека и их роли в развитии человечества не перестает быть актуальным. И одна из причин этой актуальности в том, что эта проблема связана с самой глубинной сущностью человека, c ее соотношением с природой человека.
Общеизвестным и общепризнанным можно считать факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На донаучном, интуитивном уровне понимание последних не представляет принципиальных трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, сложившиеся в предшествующий период.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………. 5
1.1. Понятие способностей в психологии……………………………………… 5
1.2. Классификация способностей……………………………………………… 7
1.3. Психологические теории способностей …………………………………..10
1.4. Задатки и генотип…………………………………………………………...12
1.5.Соотношение задатков и способностей……………………………………14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ ………………………………………………………………16
2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности……………………….. 16
2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и
Креативности……………………………………………………………………21
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 29
Приложение
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей// Вопросы психологии.-2005.- 1.-С.34-45.
3. Барахсанова Е.А. Современные подходы на основе использования интеллектуальных игр в образовании. - М.: Педагогический эксперимент, 2006. - 156 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.И.
Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997. - 352 с.
5. Брунер Дж. О познавательном развитии //Исследование развития познавательной деятельности.- М.: Наука, 1971, C. 25-99.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр "Академия", 2007. - 624 с.
7. Гусева Е. П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношения с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф. канд. дис.- М.: МГУ, 2005.-36 с.
8. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей //Развитие и диагностика способностей.- М.: Наука,1991, С.99-112.
9. Игнатенко А. М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста: Автореф. канд. дис.- Л.: ЛГУ, 1972.- 24 с.
10. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии -1985. - 1. -C. 9-19.
11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
12. Развитие высших психических функций. Л.С. Выготский /Под ред. А.Н.
Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова.- М.: Изд. Академии пед. наук, 1960. - 498 с.
29
13. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Наука, 1959.- 256 с.
14. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Наука, 1961.- 345 с.
15. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей /Отв. ред. В.Н.Дружинин, В. Д. Шадриков.- М.: Наука,2001, С. 34-56.
16. Шадриков В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал.- 2002.- Т. 5. - 5. -C. 13-26.
Исключение представляют однояйцевые (монозиготные) близнецы, имеющие совершенно одинаковые генотипы. Далеко не все гены проявляют своё действие либо находятся между собой в сложных взаимосвязях и взаимодействиях. Совокупность внешних проявлений действия генов называют фенотипом.
Патологические гены, которые обусловливают наследственные болезни и аномалии развития разнородны. Одни из них - доминантные - проявляют своё действие при наличии на гомологичной хромосоме нормального гена. В
12
этих случаях болезнь передаётся из поколения в поколение, и заболевают в среднем до 50% детей больного. Другие гены - рецессивные - проявляют своё действие лишь в тех случаях, когда ребёнок наследует патологический ген от каждого из клинически здоровых родителей. В таких семьях случаев аналогичного заболевания у других родственников, как правило, нет. Вероятность повторного рождения больного ребёнка в такой семье - 25%.