Восстановление речи у пациентов в процессе нейрореабилитации на основе применения средств адаптивной физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Жизненно важное значение речи – служит средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, мироощущений. Однако, исследования многих авторов свидетельствуют о том, что количество людей, имеющих нарушения речи в процессе нейрореабилитации, увеличивается из года в год.
По данным регистра инсульта НИИ неврологии РАМН афазии наблюдаются у 35,9% пациентов, дизартрии – у 13,4% пациентов. В случае выраженного речевого дефекта у пациента нарушается его социальная адаптация, существенно осложняется процесс нейрореабилитации и это ведет к инвалидизации. Кроме того, речевая патология у пациентов часто сочетается с нарушением других высших мозговых функций, что значительно осложняет процесс диагностики и восстановления.
Острое нарушение мозгового кровообращения – это патологическое состояние, резвившееся в результате ишемии головного мозга или внутричерепного кровоизлияния, представленное очаговыми неврологическими и / или общемозговыми нарушениями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1.1. Анализ научных взглядов отечественных и зарубежных ученых по восстановлению речи у пациентов в процессе нейрореабилитации
1.2. Проблематика восстановления реци у пациентов в процессе нейрореабилитации
1.2. Этапы и содержание комплексного восстановительного обучения пациентов с речевыми нарушениями
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика группы исследуемых
2.2. Организация и методика исследования
2.3. Методы оценки эффективности проведённого исследования
2.4. Статистическая обработка результатов исследования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.2.Содержание методики по восстановлению речи у пациентов в процессе нейрореабилитации на основе применения средств адаптивной физической культуры
3.3. Результаты контрольных тестов после эксперимента и исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов, В. Реабилитация пациента после инсульта / В. Архипов // Сестринское дело. – 2001. – № 1. – С. 40 – 41.Аухадеев, Э. П. Систематика средств физической реабилитации больных, перенесших мозговой инсульт / Э. И. Аухадеев, Ф. В. Тахавиева // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2004. – Т.5. – № 14. – С. 23–29.Баранцевич, Е.Р. Современные возможности организации реабилитации пациентов после инсульта / Е.Р. Баранцевич, В.В. Ковальчук // Артериальная гипертензия. – 2015. – Т. 21. – № 2. – С. 206–217.Белова, А.Н. Нейрореабилитация : руководство для врачей / А.Н. Белова. – М.: Антидор, 2000. – 568 с.Белова, А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / А.Н. Белова, О.Н. Щепетова. – М.: Антидор, 2002. – 440 с.
Виленский, Б.С. Ишемический инсульт / Б.С. Виленский, Н.Н. Яхно. – СПб.: Фолиант, 2007. – 288 с.Гончарук, Н.В. Физическая реабилитация женщин пожилого возраста после ишемического инсульта / Н.В. Гончарук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. С.С Ермакова. –X., 2007. – № 3. – С. 55–60.
Гордон, Н. Инсульт и двигательная активность / Н. Гордон Н. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 127с.Грипберг, Д.А. Клиническая неврология / пер. с англ.; под. общ. ред. д.м.н. О.С. Левина – М.: МЕП пресс–информ, 2004. – 520 с.Довнар, H.A. К вопросу о ведении реабилитации постинсультных больных / H.A. Довнар, C.B. Красовская // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XI Междунар. науч. сесии по итогам НИР за 2009 год: Молодежь – науке. – Минск, 2010. – С.97–99.Довнар, И.А. Реабилитация больных ишемическим инсультом в раннем восстановительном периоде / И.А. Довнар, C.B. Красовская // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XI Междунар.науч. сессии по итогам НИР за 2009 год: Молодежь –
Речевая активность снижена. Отраженная речь сохраняется, но при воспроизведении более сложного речевого материала нарастают произносительные дефекты речи (звуковые замены, искажения артикулем).
Чтение вслух ограничивается простыми текстами и осложняется литеральными паралексиями. Самостоятельное письмо возможно, но примитивное. Предложения короткие, простые, стереотипные. Разнообразные синтаксические ошибки. Литеральные параграфии, которые проявляются пропусками букв, заменой одних букв другими, реже перестановки и недописывание окончаний.
При легкой степени выраженности спонтанная и диалогическая речь практически не нарушена: фразовая, лексически не обедненная, грамматически правильная. Нарушение звукопроизношения может колебаться от грубых, делая речь мало членораздельной, до легкого "иностранного" акцента.