Социально-психологические особенности социализации дошкольников в полных и неполных семьях

Скачать дипломную работу на тему "Социально-психологические особенности социализации дошкольников в полных и неполных семьях" в которой рассмотрено понятие социализации, охарактеризованы факторы социализации
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.09.2023
Объем файла
345 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования
Дошкольный возраст является значимым периодом социализации детей. В это время ребенок начинает ходить в детский сад. Из узкого круга семьи он попадает в пространство социальных отношений, что делает процессы социализации более интенсивными. Особенности вхождения ребенка в новый круг социальных связей оказывают существенное влияние результаты социализации в целом. Это обуславливает интерес к условиям и факторам, оказывающим влияние на процессы социализации ребенка дошкольного возраста, в частности, влияния семьи.
При этом современная семья проживает период изменения, преобразования. В частности, сегодня существенно возросло количество неполных семей. Согласно официальной статистике, в неполных семьях воспитывается до 30% современных детей, в то же время необходимо учитывать, что эти данные лишь частично отражают действительную картину и реальные цифра могут быть в 1,5 – 2 раза выше. 

Оглавление
Введение3
1.Раздел. Проблема социализации дошкольников в психологических исследованиях6
1.1.Понятие и психологическая сущность социализации6
1.2.Факторы социализации10
1.3.Семья как фактор социализации дошкольника16
2.Раздел. Особенности социализации дошкольников в полных и неполных семьях как предмет психологического исследования20
2.1.Особенности развития личности в дошкольном возрасте20
2.2.Развитие личности детей в полных и неполных семьях27
2.3.Особенности восприятия детей из полных и неполных семей36
2.4.Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка40
3.Раздел. Эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей46
3.1.Организация исследования46
3.2.Методы исследования47
3.3.Анализ результатов исследования58
3.4Практические рекомендации64
Заключение68
Список литературы и источников71
Приложения74

Список литературы и источников

Агейко О. В. Восприятие семейных отношений детьми из неполных семей [Текст] / О. В. Агейко // Научные труды / под ред. В. Ф. Беркова: – Минск. – 2010. – С. 294
Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева; Под ред. Т. В. Андреева – СПб.: Речь. – 2006. – С.427-431.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович // под. ред. Л. И. Божович – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л. А. Венгер // под ред. Л. А. Венгер – М.: Просвещение, 2012. – 289 с
Витцлак Г. Альманах психологических тестов / Г. Витцлак; Под ред. Г. Витцлак – М.: Изд-во «КСП». – 1996. – С. 342
Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников / Е.А. Волгуснова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика – 2015. – №1. – С. 67 – 70.
Воронова М.Н., Кореева Т.В., Торохова Л.В. Проблемы воспитания ребенка в неполных семьях. В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. С. 138-140.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский // под ред. Л. С. Выготский – М.: Эксмо-Пресс. – 2000. – 1008 с.
Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье [Текст] / Л. Б. Вяткина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 2). – стр. 442-445
Головин М. С. Исследование особенностей формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных разведенных материнских семей [Текст] / М. С. Головин // Гуманитарные научные исследования – 2012. – № 6. – С. 21 – 35.
 

Однако, не следует забывать и об индивидуальном подходе, так как дети разные и зачастую вышеперечисленные периоды могут сдвигаться в ту или иную сторону. Комплексное изучение возрастной психологии и умение адаптировать научные догмы к реальным детям позволяют педагогам наиболее продуктивно справляться с поставленными задачами. А именно обеспечить дошкольникам интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность к обучению в школе [21].
Развитие личности детей в полных и неполных семьяхСемья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение.