Педагогика сотрудничества
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике второй половины 20 в., представляющая систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию и воспитанию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой опыт работы в школе и разработали уникальные концепции обучения и воспитания.
Основные положения: это отношение к обучению как к взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится сложнейшая цель и внушается уверенность в её преодолении); принцип крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки);
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление педагогики сотрудничества как инновационного
направления отечественного образования 4
2. Основные представители педагогики сотрудничества 8
3. Основные идеи педагогики сотрудничества 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
Амонашвили Ш. А., Единство цели. Пособие для учителя.- Москва.: Просвещение, 1987
Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986.
Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
Бондаревская Е.В.,Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.-Ростов-на-Дону, 1999.
Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.
10.Педагогика сотрудничества. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов[электронный ресурс]. Режим доступа.- http://www.ug.ru/archive/15485. Дата обращения — 05.12.2012.
Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.
Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. – 152с..Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
• вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Совершенствование методов, форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах - В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора - Р. Штейнера, в опережении - С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков - П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса - В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В.