Факторы, влияющие на развитие скоростных и координационных способностей баскетболистов 15-16 лет
Введение
Актуальность темы. Повышение плотности игровых действий, сокращение времени выполнения общих приёмов и их отдельных фаз, скорость и быстрота тактических взаимодействий, увеличение количества индивидуальных игровых действий определяет интенсификацию современного соревновательного баскетбола [1,2].
Игра в баскетбол предъявляет современные требования к уровню развития игры, чтобы обеспечить способность игроков выполнять сложные приёмы и активные тактические взаимодействия на высоких скоростях, в условиях силы, сохраняя при этом высокую интенсивность игры до последних секунд матча [3,4].
Цель исследования – обосновать средства и методы развития скорости и координации в баскетболе у детей от 15 до 16 лет.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
Изучение особенностей развития возрастных координационных и скоростных способностей баскетболистов на основе анализа научно-методической литературы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 теоретические основы скоростных и координационных способностей баскетболистов 15-16 лет.
1.1 Физиологическая, психологическая и психофизическая характеристика баскетболистов 15-16 лет.
1.2 Теоретические аспекты скоростных способностей
1.3 Теоретические аспекты координационных способностей
2 методика определения скоростных и координационных способностей и методы их развития
2.1 Содержание основных методов определения скоростных и координационных способностей баскетболистов
2.2 Основные подходы к развитию скоростных и координационных способностей
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
3.1 Содержание, организация и методика эксперимента
3.2 Методы развития скоростных и координационных способностей юных баскетболистов
3.3 Результаты эксперимента и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Нестеровский Д.С. Баскетбол. Теория и методика обучения - М.: Академия, 2004. - 336 с
- Железняк Ю.Д. Совершенствование спортивного мастерства: Учеб.для студ. Высш. Учеб.заведенией / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
- Джон Р., Вуден. Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 143 с.
- Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учебное пособие / М.Ю. Скворцова. - Кемерово, Изд-во ГУ КузГТУ, 2007. - 112 с.
- Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.- №6,7- с. 17-18.
- Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. - М.:Физкультура и Спорт, 1997.-480 с.
- Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1997.-58 с.
- Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-48 с.
- Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V–VI классах)// Физкультура в школе. - 1993.-№ 4. С. 13-20.
- Кофман Л.Б. Настольная книга учителей физической культуры. 1998 г. Физкультура и спорт. стр. 496
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1991.
- Лях В. И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Пособие для учителя – М., 1997.
- Курамшин Ю.Ф. Силовые способности и методика их развития//Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт.-1986.-С.59-61
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Физкультура и спорт. СпортАкадемПресс.–2008.–544 с.
- Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов, ин-тов / А.Г. Хрипкова, М. В. Антропов, Д.А. Фарбер.- М.: Посвящение, 1990
- Костикова Л.В. Азбука баскетбола. – М.: Физическая культура и спорт. – 2001.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [текст] Э.Я. Степаненкова-М.: Просвещение, 2001. -255с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., с испр. и доп. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.-486с.: ил.
- Сальников В.А. Развитие двигательных способностей у юных спортсменов и свойства нервной системы //Вопросы подготовки сп. резервов: Сб. науч. трудов. - Омск, 1986. - С. 90-92.
Одной из важнейших характеристик онтогенеза является единство и взаимосвязь всех органов и систем в процессе взаимодействия с окружающей средой. В целостном развитии организма воздействие любого раздражителя, вызывающего даже элементарные реакции и формы поведения, ведёт к сопряженным изменениям различного характера, в, казалось бы, не связанных с ними системах. Коллективные исследования, которые были проведены под руководством Б.Г. Ананьева, показали, что в процессе индивидуального развития благодаря корреляционным объединениям различных органов и функциональных систем происходит своего рода передача преобразования от одних функций к другим. Это исключает возможность локального изменения одних психофизических функций без тех или иных сопутствующих сдвигов в других психофизиологических функциях. При этом важно отметить, что высшие психические функции всегда связаны с психомоторными и психовегетативными.
Для решения практических вопросов психопедагогики особый интерес представляют знания о взаимосвязях развития двигательных качеств и психических процессов. Это позволяет глубже понять физическую культуру не только как определенный базис, стимулирующий и влияющий на умственное развитие человека [27].
В старшем школьном возрасте развитие определённых двигательных качеств оказались существенно связанными с проявлениями различных психических процессов. Особо следует выделить значение упражнений на развитие выносливости, которые являются эффективным средством активизации мыслительных процессов у 16-летних школьников.