Фортепианный цикл Н.Сабитова «7 наигрышей для фортепиано»
Введение
Музыкальная культура Башкортостана, у истоков которой стоит башкирская этническая музыка, прошла долгий путь развития - от народных песен до крупных музыкальных жанров. Начиная с XIX века композиторы в своих сочинениях начали обращаться к музыке народов Башкортостана. А с XX века развивается профессиональная музыка, которая стала составной частью богатейшей российской культуры.
Созданное композиторами Башкирии в фортепианной литературе несомненно дает основание говорить о ней как об интересном и самобытном национальном явлении. А глубоко специфическое и, пожалуй, только ей присуще соединение творчески переработанных фольклорных восточных традиционных жанров с композиторской техникой европейской природы определяют ее оригинальность и художественную значимость как явление музыкальной культуры.
Выбор темы отнюдь не случаен. Он объясняется, в первую очередь, личной заинтересованностью автора как исполнителя и педагога, желающего полнее изучит творчество Наримана Сабитова.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Музыкальная культура Башкортостана
1.1. Этапы развития башкирской фортепианной музыки 5
1.2. Наигрыши в башкирском музыкальном искусстве 8
Глава 2. Нариман Сабитов и его творчество
2.1. Краткая биография Наримана Сабитова10
2.2. О фортепианном творчестве Наримана Сабитова12
2.3. Цикл «7 наигрышей для фортепиано» op.47 16
2.4 К вопросу об интерпретации Наигрыша №4 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Список использованной литературы
Алексеева Л. Развитие фортепианного искусства Советской Башкирии в 20-е годы / Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. – Уфа, 1990.
Ахмадеева Г. Композиторы и музыковеды Башкортостана. –Уфа, 2002.
Ахметжанова Н. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа, 1996.
Ахметжанова Н. В мире башкирской музыки. – Уфа, 1996.
Гарипова Н.Башкирская фортепианная музыка. – Уфа: Гилем, 2008.
Гарипова Н.Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции. – Уфа, 1997
Гарипова Н. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.
Очерки по истории башкирской музыки. В.1, – Уфа, 2001.
Скурко Е. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. – Уфа: Гилем, 2005.
festival.1september.ru/articles/566516–Миргалиева Ф. Инструментальная фортепианная музыка композиторов Башкортостана.
Завершая анализ фортепианного творчества Н. Сабитова, следует подчеркнуть, что вклад композитора в развитие фортепианного искусства Башкирии значителен. Он обогатил его новыми идеями, образами, жанрами, приемами, чем и способствовал ускорению развития башкирского фортепианного искусства.
В целом фортепианное творчество Н. Сабитова во многом определило дальнейшее развитие жанра фортепианной миниатюры. Расширение вслед за этим жанровых границ и диапазона стиля в индивидуальной творческой работе башкирских композиторов не смогло поколебать главной, заложенной в истоках тенденции к связи с национальными народными традициями.
«С полным правом можно говорить о фортепианном творчестве Н. Сабитова как об особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль, индивидуальный почерк и сочетавшим национальные традиции с достижениями европейской профессиональной композиторской школы», – подчеркивает Н. Ф. Гарипова.