Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. Многое зависит от личности самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………...………………3
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические проблемы развития эмоционально-личностной сферы……………………………………………………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития личности в подростковом возрасте…………………………………………………………14
1.3. Стиль детско-родительских отношений, влияющий на развитие личности подростка…………………………………………………………….27
Выводы по главе 1……………………………………………………….39
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА…………...40
2.1. Методы и этапы исследования эмоционально-личностной сферы подростка………………………………………………………………………..40
2.2. Методики исследования эмоционально-личностной сферы подростков и стиля семейного воспитания…………………………………...43
2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы подростков……………56
2.4. Коррекционная программа развития эмоционально-личностной сферы подростков………………………………………………………………69
Выводы по главе 2……………………………………………………107
Заключение…………………………………………………………..…111
Список литературы…………………………………………………….117
Приложения…………………………………………………………….119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997. - 92с.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: монография. - СПб, - 1994. - 223с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: Аспект Пресс. - 1995.- 234с.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения, - М: Педагогика, - 1990. - 144с.
Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. - Краснодар,- 1985.- С.46-50.
Грищенко Л.А. Дети, не оправдывающие ожиданий.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,- 1991.- 64с.
Дружинин В.И. Психология семьи. - М.,- 1996. - 320с.
Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", - 2000. - 464с.
Кле М. Психология подростка: (Психо-секс. развитие) / Пер. с фр. - М.: Педагогика, - 1991. - Пер. изд.: Бельгия, - 1986. - 176с.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер,- 2000. - 992с.
Куницына В.Н., Казаринова Ы.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,- 2001. - 544с.
Конфликтология / Под ред. А.С.Кармилина / СПб.: Издательство "Лань",- 1999. - 448с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,- 2000.-250с.
Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, - 1990.- С. 144.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, - 1994.-576с.
Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика,- 1987. - С.8-17.
Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. - М.:"КСП+"; СПб: "Ювента". (При участии психологического центра "Ленато", СПб.), -1998.-345с.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. Жамкочьян М.С. под ред. Магуна В.С- М.: Аспект Пресс, -2000.- 607с.
Анализ литературных и научно - методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по типичным ошибкам стилей семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков. Метод беседы и наблюдения помог ознакомиться с семьями. Непосредственно с детьми и их родителями.
С целью выявления взаимоотношений в семье, получения данных о том, как подросток воспринимает других членов семьи и своё место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С. Кауфмана. Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации. Выделяют пять симптомокомплексов: I. Благоприятная семейная ситуация; II. Тревожность; III. Конфликтность в семье; IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации; V. Враждебность в семейной ситуации.
Метод анкетирования и опроса дал возможность выявить характер детско - родительских взаимоотношений. Тестирование позволило выявить нарушения стилей семейного воспитания, эмоциональные оценки детьми взрослых и их представление об отношении со стороны членов семьи, а также позволило увидеть эмоциональное самочувствие подростка в семье. Анализ полученных результатов теста - опросника родителей свидетельствует о том, что: На первом месте - авторитарная гиперсоциализация - 36%. В данном случае в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины.