Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы подростков

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы подростков. В работе представлены теоретические исследования особенностей развития эмоционально-личностной сферы подростков, а также проводится эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на эмоциональные особенности подростка.
Author image
Dima
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.09.2023
Объем файла
353 Кб
Количество страниц
103
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. Многое зависит от личности самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………...………………3
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические проблемы развития эмоционально-личностной сферы……………………………………………………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития личности в подростковом возрасте…………………………………………………………14
1.3. Стиль детско-родительских отношений, влияющий на развитие личности подростка…………………………………………………………….27
Выводы по главе 1……………………………………………………….39
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА…………...40
2.1. Методы и этапы исследования эмоционально-личностной сферы подростка………………………………………………………………………..40
2.2. Методики исследования эмоционально-личностной сферы подростков и стиля семейного воспитания…………………………………...43
2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы подростков……………56
2.4. Коррекционная программа развития эмоционально-личностной сферы подростков………………………………………………………………69
Выводы по главе 2……………………………………………………107
Заключение…………………………………………………………..…111
Список литературы…………………………………………………….117
Приложения…………………………………………………………….119

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997. - 92с.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: монография. - СПб, - 1994. - 223с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: Аспект Пресс. - 1995.- 234с.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения, - М: Педагогика, - 1990. - 144с.
Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. - Краснодар,- 1985.- С.46-50.
Грищенко Л.А. Дети, не оправдывающие ожиданий.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,- 1991.- 64с.
Дружинин В.И. Психология семьи. - М.,- 1996. - 320с.
Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", - 2000. - 464с.
Кле М. Психология подростка: (Психо-секс. развитие) / Пер. с фр. - М.: Педагогика, - 1991. - Пер. изд.: Бельгия, - 1986. - 176с.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер,- 2000. - 992с.
Куницына В.Н., Казаринова Ы.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,- 2001. - 544с.
Конфликтология / Под ред. А.С.Кармилина / СПб.: Издательство "Лань",- 1999. - 448с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,- 2000.-250с.
Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, - 1990.- С. 144.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, - 1994.-576с.
Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика,- 1987. - С.8-17.
Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. - М.:"КСП+"; СПб: "Ювента". (При участии психологического центра "Ленато", СПб.), -1998.-345с.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. Жамкочьян М.С. под ред. Магуна В.С- М.: Аспект Пресс, -2000.- 607с.
 

Анализ литературных и научно - методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по типичным ошибкам стилей семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков. Метод беседы и наблюдения помог ознакомиться с семьями. Непосредственно с детьми и их родителями.

С целью выявления взаимоотношений в семье, получения данных о том, как подросток воспринимает других членов семьи и своё место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С. Кауфмана. Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации. Выделяют пять симптомокомплексов: I. Благоприятная семейная ситуация; II. Тревожность; III. Конфликтность в семье; IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации; V. Враждебность в семейной ситуации.

Метод анкетирования и опроса дал возможность выявить характер детско - родительских взаимоотношений. Тестирование позволило выявить нарушения стилей семейного воспитания, эмоциональные оценки детьми взрослых и их представление об отношении со стороны членов семьи, а также позволило увидеть эмоциональное самочувствие подростка в семье. Анализ полученных результатов теста - опросника родителей свидетельствует о том, что: На первом месте - авторитарная гиперсоциализация - 36%. В данном случае в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины.