Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Функционирование и генезис эмоционального благополучия – одна из важнейших психологических, педагогических и философских проблем. Выступая, как неотъемлемая часть человеческой жизни, эмоциональное благополучие является той областью, которая постоянно привлекает внимание исследователей различных сфер научного знания, но при этом до сих пор остается слабоизученной. Многие аспекты эмоционального благополучия имеют мало обоснований и, следовательно, требуется более глубокое изучение проблемы. Так, современные психологические исследования в недостаточной степени освещают вопросы детерминации развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства. Отсюда, наибольшую актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение эмоционального благополучия в аспекте его развития в период дошкольного детства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1 Теоретические подходы к определению сущности эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в научной литературе 11
1.2 Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста
1.3. Специфика влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Общая характеристика эмпиричнского исследования и психодиагностических методик 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования взаимосвязи детско-родителских отношений и эмоционального благополучия ребенка дошкольноо возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Приложение А. Таблицы эмпирических данных 49
Приложение Б. Педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста 51
Список использованной литературы
Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Институт общего образования / Бадулина О. И. - Москва, 1998. - 23 с.
Беликов В. А. Философия образования личности : деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов.- Москва : Владос, 2004. - 357 с.
Кирюхина Ю. С. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении / Ю. С. Кирюхина // Воспитатель детского сада. – 2018. URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1198 (дата обращения: 06.05.2021).
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. – Москва : Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
В семье с благоприятным эмоциональным климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышении оценки собственной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата являются супружеские отношения.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, это говорит о неблагоприятном эмоциональном климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях.