Невротизация и конфликтность личности
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе выделяется проблема роста невротических расстройств среди студентов. В сегодняшних условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима.
Постоянное напряжение становится триггером невротических реакций, психогенных расстройств, вызванные конфликтами, противоречиями индивидов, страхом, одиночеством и прочими составляющими.
Отсутствие резервов психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций.
Введение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы связи невротизации и конфликтности
1.1. Проблема конфликтности как социально - психологической проблемы…….….…….6
1.2. Невроз, как предпосылка невротизации личности…...………...……..10
1.3. Особенности проявления конфликтности у студентов…..……..…......13
1.4 Особенности проявления невротических реакций у студентов………17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ НЕВРОТИЗАЦИИ И КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1. Организация исследования………………………………...………..…...23
2.2. Материалы и методы исследования…………………….…....…………25
2.3. Анализ личностных особенностей студентов…...……………….….....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………...…………………………...…………..…..……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..........………41
Список используемой литературы
Абрамова, Г. С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2019. - 496 c.
Авдеев, В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций: моногр. / В.В. Авдеев. - М.: Авторское издание, 2011. - 844 c.
Авдеев, Дмитрий Уныние и депрессия. Сходства, различие, врачевание / Дмитрий Авдеев. - М.: Лепта Книга, 2019. - 144 c.
Адизес, Ш. Методология Адизеса. Реальный опыт внедрения / Ш. Адизес. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 114 c.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2017. 448 с.
Бородкин, Ф. М. Внимание. Конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - М.: Наука, 2019. - 192 c.
Брыжинская Г.В.,Баева А.В. Коммуникация как неотъемлемая часть конфликта//в сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: -Саранск, 2017. -С.17-20.
Горбатков А.А. Уровень субъектного развития как фактор связи между позитивными и негативными эмоциями // Мир психологии. 2008. № 4. С. 23–35.
Горшков Е. А., Коротина Л. Д. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Молодой ученый. – 2015. – №23.2. – С. 46-51.
Григорьева О.Ф., Холуева К.А. Особенности проявления тревожности у студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 79-79
Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л.П. Гримак. - М.: Политиздат, 2016. - 290 c.
Гришина Н. В. Монография «Психология конфликта», рекомендованная в качестве учебного пособия для факультетов психологии РФ, 3 изд. – СПб., С. 600. 2021 г.
Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2016. 7 издание.
Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. - М.: Академия, 2013. - 464 c.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Подобные конфликты часто происходят со студентами, испытывающих трудности в обучении; когда педагог ведет предмет в группе непродолжительное время и отношения между ним и студентом ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на парах кураторов (тьюторов). В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что преподаватель часто выдвигает завышенные требования к усвоению предмета, а оценки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Считается, что эта проблема очень актуальна в настоящей кредитно-модульной системе образования в высших учебных заведениях, где каждый балл непосредственно влияет на будущую оценку студента. Такие ситуации часто становятся причиной покидания обучения способными, самостоятельными студентами, а у других снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков возникают, если педагог ошибся при анализе поступка юноши, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Преподаватель корректирует поведение студентов путем оценки их поступков при недостаточной информации об их истинных причинах. Иногда он только догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между юношами, поэтому вполне возможные ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие студентов.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого решения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты имеют особое значение, порождают длительную неприязнь студента к преподавателю, надолго нарушают их взаимодействие.
В высших учебных заведениях студенты-юноши стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют личные предпочтения, а также взгляды на то, что происходит вокруг них. В таком возрасте реакция на не тактичные замечания становится намного острее и может привести к конфликтам в любой форме.