Комплекс когнитивных упражнений как средство восстановления речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста

Скачать хорошую магистерскую диссертацию на тему: Комплекс когнитивных упражнений как средство восстановления речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста. В работе представлены основы проблемы восстановления речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста, а также проводится опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса когнитивных упражнений по восстановлению речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста.
Author image
Dima
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.08.2023
Объем файла
195 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4480 руб.
5600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране количество людей, которые переносят инсульт, становится с каждым годом все больше. Статистика в России по заболеваемости инсультом является одной из самых значительных в мире и составляет до трёх случаев на сто тысяч жителей в год. А после онкологических заболеваний и инфаркта миокарда, острые нарушения мозгового кровообращения, занимают третью ступень в списке причин смерти. Кроме того, они обнаруживаются одной из первостепенных причин по установлению инвалидности у граждан. После перенесённого ишемического инсульта, лишь у двадцати процентов граждан, впоследствии восстанавливается работоспособность полностью [13, 19].
Наряду с двигательным или чувствительным дефектом у большей части пациентов развиваются и когнитивные нарушения, которые также приводят к социальной дезадаптации, усложняют процессы восстановления, существенно снижают качество жизни как пациента, так и его семьи [19].
 

Нормативные ссылки……………….…………………………………………………………....8
Определения, обозначения и сокращения……………………………………………………...9
Введение………………………………………………………………………...........................10
1 Теоретические основы проблемы восстановления речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста………………………………..........................13
1.1 Особенности неврологического статуса у больных, перенесших инсульт……………………………………………………………………..…............................13
1.2 Особенности нарушения речевой функции у больных пожилого возраста, перенесших инсульт……………………………………………...……………...............................................18
1.3 Исследование речевого статуса у постинсультных больных пожилого возраста…….………...………………………………………………………….........................22
1.4 Когнитивные упражнения как средство восстановления речевой деятельности………...…………………………………………………………..........................27
2 Экспериментальное изучение особенностей речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста……...…………………………………………………………….31
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………………………...31
2.2 Организация и результаты практического исследования………………………………..36
2.3 Результаты исследования педагогических условий в организации по восстановлению речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста…………………………………………………………..………..….…………………40
3 Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса когнитивных упражнений по восстановлению речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста....……………………………………………………………………………………….43
3.1 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента………………………………...43
3.2 Процесс реализации методики формирующего эксперимента……...…………………..50
3.3 Проверка эффективности результатов формирующего эксперимента…………………52
Заключение……………………………………………………………………………………...58
Список использованных источников………………………………………………………….60
Приложение А………………………………………………………………….……………….64
Приложение Б…………………………………………………………………………………..66
Приложение В…………………………………………………………………………………..68

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2 Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 216 с.
3 Ахутина, Т.В. Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга / Т.В. Ахутина, Н.А. Варако, Ю.П. Зинченко и др. // Consilium medicum. - 2016. - Т. 18 - № 2.1. - С. 68-81.
4 Балунов, О.А. Факторы, определяющие устойчивость уровня реабилитации постинсультных больных: метод. рекомендации / О.А. Балунов, Т.Д. Демиденко. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. психоневрол. науч.-исслед. ин-та им. В.М. Бехтерева, 1995. - 16 с.
5 Белова, А.Н. Прокопенко, С.В. Нейрореабилитация. 3-е изд., перераб. и доп. М. 2010.- 1288 с.
6 Бллейхер, В.М., Боков, С.Н., Крук, И.В. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. МПСИ, 2009 – 624 с.
7 Бурлакова, Марианна Константиновна. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. для логопедов / М. К. Бурлакова. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с. : ил.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов ВУЗов Т.Г.Визель.- М.: АСТАСТРЕЛЬ ТРАНЗИТКНИГА, 2005.- 384, (16)С. – (высшая школа).
9 Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 158 с.
10 Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – [Текст] М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
11 Григорьева, В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронические боли. – Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2004. – 420 с.
12 Гусев, Е.И.,Боголепова А.Н.Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях(3 изд.)М.,2013.- 176с.
 

На основе изучения педагогических условий нами определены степени их выраженности, в которых происходит восстановление речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста. В лечебном учреждении оборудован речевой уголок, в котором имеются наглядные пособия, дидактические игры, находящиеся в свободном доступе для клиентов. Каких-либо наглядных пособий по развитию когнитивных умений и возможностей не было в наличии. Из беседы со специалистами учреждения выявлено следующее: наглядные методические материалы по речевому развитию периодически обновляются. Дополнительно речевых игр с пациентами не проводят, упражнений на развитие когнитивных способностей клиентов не выполняют.  

Таким образом, при разработке методики по выделению особенностей речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста, мы выделили два блока: первый блок был посвящен изучению особенностей импрессивной и экспрессивной речи у постинсультных больных пожилого возраста, второй блок был направлен на определение педагогических условий, созданных в учреждении, и направленных на развитие речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста.

В основу эксперимента положена методика исследования «Методика оценки речи при афазии» Ахутиной Т.В., Цветковой Л.С., Пылаевой Н.М., которая направлена на исследование речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста необходимой нам возрастной группы (60-70 лет).

Нами были определены два блока заданий: на экспрессивную речь (диалог, называние предметов, называние действий, составление фраз, составление рассказа), на импрессивную речь (понимание слов, обозначающих предметы; понимание слов, обозначающих действия; понимание фраз; понимание инструкций). Кроме того, мы определили критерии оценки педагогических условий созданных в образовательном учреждении, на развитие речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста.